Вчера в Государственной Думе пытались найти выход из тупика, который возник в ходе подготовки последних законопроектов по пенсионной реформе. Выступая на парламентских слушаниях, замминистра экономического развития и торговли Михаил Дмитриев заявил, что с принятием законопроекта "Об инвестировании средств накопительной части пенсии..." сложилась "исключительно сложная ситуация". По его мнению, позиция Пенсионного фонда направлена на пересмотр решений, которые утверждены правительством. Вместе с тем, считает заместитель Грефа, внести поправки в текст законопроекта, принятого в первом чтении, необходимо, поскольку замечания к этому документу есть у президента Владимира Путина. Казалось бы, выход может быть найден с помощью депутатов, предложения которых учитывают замечания главы государства. Однако депутатский вариант содержит предложения о негосударственных пенсионных фондах (НПФ). Правительство, в свою очередь, пока крайне неохотно идет навстречу предпринимателям, отстаивающим право НПФ работать со средствами граждан наравне с Пенсионным фондом. Поскольку депутатские поправки взаимосвязаны, исключить из них нормы по НПФ, по мнению Дмитриева, будет довольно сложно. Такого рода задачу, считает он, в короткие сроки реализовать не удастся, и пенсионная реформа может быть сорвана.
Если ситуация действительно зашла в тупик, а именно такой вывод можно было сделать из выступления Дмитриева, тогда руководителя ПФР Михаила Зурабова можно поздравить с очередной победой, одержанной им в ходе юридического обоснования пенсионной реформы.
Напомним, что камнем преткновения стало проведение конкурсов среди управляющих компаний. По первоначальному замыслу, государство фактически передавало им право заниматься инвестированием пенсионных денег, а они, в свою очередь, должны предлагать гражданам инвестиционный портфель с различными вариантами вложения средств. Чтобы обеспечить открытость при выборе управляющих компаний, проект предполагал конкурсный отбор. Михаил Зурабов несколько удивил собравшихся, заявив, что решение, которое будет приниматься конкурсной комиссией, может оказаться субъективным. Выступавшая следом за Зурабовым Ирина Хакамада заметила, что конкурс - единственная придуманная цивилизацией форма избрания исполнителя государственного заказа.
Отказ от проведения конкурсов, по мнению большинства присутствовавших, ставит под вопрос саму возможность общественного контроля за эффективным и безопасным использованием пенсионных денег. Право распоряжаться миллиардами рублей фактически получает структура, подконтрольная Пенсионному фонду, а сам ПФР, по словам руководителя думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Александра Шохина, в течение 2-3 лет обойдет РАО "ЕЭС" и "Газпром" и станет самой непрозрачной корпорацией.