На днях заместитель министра обороны РФ Любовь Куделина озвучила сумму расходов, которые Минобороны может использовать в соответствии с постановлением правительства на выплату так называемых боевых денег военнослужащим, действующим в Чечне. Сумма рассчитывается с учетом того факта, что в боевых действиях в Чечне могут принимать участие не более 8 тыс. человек. При этом каждому из них выплачивается оклад приблизительно в размере 20 тыс. руб. в месяц. Таким образом представитель Минобороны РФ официально подтверждает версию о том, что на проведение боевых операций в Чечне в государстве спущен некий лимит, за рамки которого выходить попросту нельзя. Или можно, но тогда оплата ратного труда военных в Чечне будет вестись совсем по другим тарифам. К примеру, если из 25-тысячной группировки МО РФ в Чечне в течение месяца в боевых действиях будут участвовать, скажем, 10 тыс. военнослужащих, то 2 тысячи из них или не получат причитающиеся им боевые деньги, или они будут выплачены сверх лимитов конкретного месяца. В этом случае государству придется изыскивать сверхлимитные средства для оплаты адекватного ратного труда военнослужащих или сокращать численность боевых подразделений независимо от оперативной обстановки. Правду говоря, наше государство редко раскошеливается. Обиженные военнослужащие, требуя выплаты положенных им денег за участие в боевых действиях, до сих пор блокируют воинские части и штабы.
По сути, вопрос с финансированием операций в Чечне поставлен с ног на голову: лимитные деньги бегут впереди паровоза. То есть заранее оговаривается определенная сумма денежных средств, исходя из нее определяются те или иные боевые задачи для войск, действующих в Чечне. Как же должно быть на самом деле? Военное ведомство, учитывая потребности обороны и безопасности, планирует боевые операции, и правительство выделяет под эти планы определенные финансовые и материальные ресурсы.
Это, так сказать, теоретические основы финансирования боевых операций в Чечне. На самом же деле в "низах" (тактических группах, комендатурах, блокпостах) совсем другая обстановка, там войска действуют исходя из реальной обстановки. После боевых операций командир начинает делить лимиты, которых далеко не всегда хватает на выплату положенных сумм всем участникам. Выплачивают всем, но понемногу, поровну.
А по словам Любови Куделиной, уравниловку с оплатой ратного труда в Чечне породили сами командиры. Мол, здесь существует "полная чехарда", начальники делят лимитные деньги на всех - и кто воевал, и кто не воевал, поэтому якобы и возникает в солдатской и офицерской среде недовольство. Так тоже бывает, но вопрос в другом: почему государство создало систему, когда пришедший с чеченской войны солдат или офицер по полгода и больше не может получить заработанное? Почему государство спускает военным лимиты, под которые должны подстраиваться действия военных?
По большому счету, весь военный бюджет строится в России по остаточно-лимитному принципу. Скажем, определили, что военные расходы не могут быть больше 2,6% ВВП. Вот и подгоняют под этот лимит все программы военного строительства. Прописали в конце прошлого года в военном оборонном бюджете сумму, необходимую на повышение денежного довольствия военнослужащих. Сейчас, после обсуждения соответствующего закона в Госдуме, выясняется, что на это надо 10 млрд. сверхбюджетных рублей...