Обеспокоенный начавшимся шумом по поводу введения пошлин на подержанные иномарки премьер Михаил Касьянов сам взялся разъяснить суть концепции развития российского автопрома. Вероятно, заявления министра промышленности, науки и технологий Ильи Клебанова не совсем корректно отражали решения кабинета министров относительно введения пошлин на ввозимые иномарки.
Напомним, что накануне Клебанов сообщил о намерении правительства ввести одинаковые пошлины как на новые иномарки, так и на иностранные автомобили старше 7 лет. Правда, Клебанов не назвал конкретную величину этого "побора", сказав лишь, что она будет высокой. Что же касается иномарок "моложе" 7 лет, то, по его словам, предполагается установить в течение первых трех лет пошлину в размере 25% стоимости автомобиля. Затем в течение 5 лет будет действовать 35-процентная пошлина, а после этого, как предполагается, пошлины на иномарки будут снижаться каждый год не менее чем на 5%. Причем Клебанов не дал шанса россиянам подготовиться к резкому удорожанию иномарок, заявив, что обычно новые пошлины вводятся через месяц после соответствующего правительственного постановления.
Революционные новации министра промышленности вызвали бурную реакцию не только среди отдающих предпочтение иномаркам перед отечественными автомобилями, но и в самом Белом доме. Так, один из высокопоставленных чиновников с Краснопресненской набережной пообещал, что "будем подправлять позицию Клебанова, если она не будет укладываться в идею кабинета министров". Более того, по срокам введения пошлин у кабинета министров тоже имеется свое, отличное от клебановского мнение. Относительно иномарок старше 7 лет решение будет принято лишь к июню.
При разработке и принятии концепции правительство не собирается нарушать баланс российского рынка легковых автомобилей. Также, по словам Касьянова, у правительства не было намерений лишить ту или иную группу населения возможности покупать те автомобили, которые они предпочитают. По данным премьера, сегодня в России наибольшим спросом пользуются автомобили по цене 7-8 тыс. долларов. "Наша задача - не разрушить рынок, а создать условия, которые позволят создавать в России автомобили не худшего качества, но такой же цены", - сказал Касьянов. По его словам, необходимо дать возможность новым машинам, которые будут выпускаться в стране как на российских предприятиях, так и иностранными компаниями, занять свою долю рынка. Кроме того, следует иметь в виду, что автомобильные гиганты "обрастают" большим количеством малых предприятий, выпускающих некоторые комплектующие для автопроизводства. Именно с целью стимулирования развития этих предприятий и малого бизнеса в целом, в котором сейчас занят каждый пятый россиянин, правительство в ближайшее время намерено упростить систему налогообложения.
Как отметил премьер-министр, "пять налогов сегодня, уплачиваемых малым бизнесом, могут быть объединены в один". В планах правительства - отмена взимания единого социального налога с малых предприятий. В один налог должны быть объединены налог на прибыль, НДС, налог на имущество, налог с продаж. Сейчас рассматривается вариант, согласно которому ставка этого налога составит не более 10%: в идеале этот налог должен находиться на уровне 5-6%.
Премьер-министр подчеркнул, что в настоящее время "малый бизнес не развивается, в том числе по причине неподходящего для него налогообложения". Озабоченность Касьянова проблемами налогообложения малого бизнеса вполне понятна. Сейчас бюджеты различных уровней получают от деятельности малого бизнеса 10 млрд. руб., "а могли бы в десятки раз больше". Скорее всего этот вопрос будет решен уже в ходе весенней сессии Госдумы.