Ожесточенная борьба между правительством и Государственной Думой вокруг налоговой реформы получает развитие. В ходе весенней сессии депутаты должны рассмотреть ряд приоритетных для правительства законопроектов. Цена предлагаемых кабинетом министров мер слишком велика, ведь в преддверии думских выборов каждое изменение в налоговое законодательство получает громкое политическое звучание.
Вчера на заседании правительство решало, чем заменить отменяемый с 2003 года налог на пользователей автодорог, поступления от которого сегодня идут в бюджеты субъектов Федерации. По словам премьер-министра Михаила Касьянова, необходимо определить, как компенсировать эти выпадающие доходы субъектам Федерации за счет других источников. Правительство предлагает повысить акцизы на бензин, а также увеличить налог на владельцев автотранспортных средств. Согласно предложению правительства, с 1 января 2003 года должна быть введена в действие новая глава Налогового кодекса РФ - о транспортном налоге. По словам первого заместителя министра финансов Сергея Шаталова, на уровне федерального бюджета предполагается установить максимальную ставку этого налога, которая будет исчисляться в зависимости от мощности двигателя.
Правда, власти субъектов Федерации могут несколько облегчить участь владельцев железных коней. Шаталов считает, что регионы будут устанавливать ставку налога в размере 50% максимально возможной. Таким образом, для большей части автовладельцев, которые имеют в собственности 18,7 млн. легковых автомобилей, средний размер налога составит 320-350 руб. в год, что, по мнению представителя Минфина "не является чрезмерным". Что касается владельцев дорогих автомобилей, то для них сумма платежа может достигать тысячи долларов в год и больше. Новый налог призван заменить две части налога на пользователей автодорог, в соответствии с которым владелец автомобиля платил по закону о налоге на имущество физических лиц и в дорожные фонды.
По словам первого заместителя министра финансов, объемы поступлений от налога на пользователей автодорог составили в 2001 году 129 млрд. руб., в 2002-м составят примерно 154 млрд. руб., а в 2003 году планировалось получить до 179 млрд. руб. "Безболезненно такая отмена пройти не может", - подчеркнул Шаталов. Поэтому правительство предлагает компенсировать часть выпадающих доходов в объеме 131 млрд. руб. 121 млрд. из них пойдут непосредственно в территориальные бюджеты, 10 млрд. - дополнительно поступят в федеральный бюджет. Кроме того, чтобы уровень налоговой нагрузки распределялся поровну между бюджетами разных уровней, 25 млрд. руб. предполагается дополнительно перераспределить из федерального бюджета в пользу бюджетов территорий.
Для пополнения доходов бюджета правительство также повышает и акцизы на алкоголь, табак и бензин. С 1 января 2003 года планируется повысить на 15% акцизы на всю алкогольную продукцию. Кроме того, с учетом индексации общая сумма акцизов на моторное топливо составит 70%, на пиво - 25%, на сигареты - 70%. "Это рынки с развитой конкуренцией, где ценообразование зависит не от величины налога, а от готовности населения покупать товары", - сказал Шаталов. Правительство также предлагает увеличить земельный налог на 80%. Сейчас доходы от взимания этого налога концентрируются в федеральном бюджете, правительство предлагает передать их регионам.
На текущей неделе премьер-министр детально обсудил эту тему с депутатами Госдумы, и, по его словам, "депутаты готовы рассмотреть наши предложения в самый короткий срок". Между тем в бюджетном комитете Госдумы не разделяют оптимизма премьера. Как заявил "НГ" один из членов бюджетного комитета нижней палаты парламента, депутаты будут любыми путями сопротивляться проведению этих законопроектов через Думу. Депутаты не хотят идти на принятие крайне непопулярных мер. "В этих вопросах Дума неподконтрольна правительству", - заявил представитель бюджетного комитета.