О том, что в реформе жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) не все так гладко, заговорили уже давно. Ключевую же проблему выделил глава Министерства экономического развития и торговли Герман Греф. По его мнению, главной бедой является искусственный монополизм, который так и не удалось устранить за долгие годы модернизации жилищно-коммунального комплекса России. Для успешного функционирования ЖКХ необходима нормальная конкуренция, но при нынешнем финансировании монополизм на этом рынке услуг в принципе неизбежен. Ряд регионов уже пробовал решить эту проблему, но усилия затрачены впустую, поскольку в условиях недостатка финансирования конкуренция не может дать желаемых результатов. Ранее Греф уже отмечал, что ресурсы, которые направляются в комплекс, просто нерационально расходуются. По официальным данным, в 2001 году населению были оказаны услуги ЖКХ в размере 360 млрд. руб. Население заплатило за эти услуги 172 млрд. руб. (47,7% полной стоимости); за счет средств бюджета было погашено еще 129 млрд. руб. (35%), а дефицит составил 60 млрд. руб.
Решение всех проблем Минэкономразвития видит в новой финансовой модели развития жилищно-коммунального комплекса, по которой дотации предприятиям комплекса превращаются в субсидии гражданам. Прежний лозунг реформы ЖКХ о 100-процентной оплате услуг коммунальных служб признан многими ошибочным и недостижимым. Сам Греф заявлял не раз, что в ближайшие 5-7 лет население будет оплачивать до 55% жилищно-коммунальных услуг, а спикер Совета Федерации Сергей Миронов вообще выступает против перехода на 100-процентную систему, аргументируя это тем, что все россияне никогда не смогут полностью оплачивать услуги ЖКХ.
По идее Минэкономразвития новая система функционирования комплекса будет заключаться в предоставлении единой жилищно-коммунальной субсидии непосредственно каждому обладателю квартиры. На это должно пойти около 130 млрд. руб., которые будут направлены на счета владельцев жилья в уполномоченных банках. Эта мера должна позволить реально стимулировать энергосбережение и создание товариществ собственников жилья; ликвидировать перекрестное субсидирование ЖКХ за счет промышленных предприятий. Особо следует отметить, что субсидии будут предоставляться адресно и на определенный срок, при этом обеспеченные владельцы квартир должны оплачивать 100% стоимости жилья, не получая субсидий из казны.
Кроме того, необходимо создать банк данных населения и установить такую схему финансирования, когда граждане с низкими доходами оплачивают услуги ЖКХ пропорционально своим возможностям, а более обеспеченные семьи платят больше. Дополнительные же средства для комплекса можно найти в нем самом за счет сокращения издержек. По итогам реформы свыше 150 млрд. руб. из бюджетов различных уровней будет передано более конкурентоспособным предприятиям ЖКХ, что и должно улучшить всю систему в целом.
Между тем опросы показывают, что подавляющее большинство россиян не верит, что с ростом цен на коммунальные услуги их качество повысится - 70% опрошенных считают, что оно останется таким же, а 16% думают, что оно даже ухудшится. И лишь 9% участников опроса уверены в улучшении качества услуг.