Фирма "Боинг" хотела бы оснастить российскими ракетами свои истребители. Заявление об этом сделал на заседании круглого стола "Новый облик ОПК" генеральный директор "Государственного МКБ "Вымпел" имени В.В. Торопова" Геннадий Соколовский.
По его словам, в Комитете РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами в конце прошлой недели рассматривался запрос корпорации "Боинг" о закупке российских ракет авиационного базирования. Никакого решения принято не было, однако ряду военных и оборонно-промышленных исследовательских центров было дано поручение оценить последствия продажи ракет. Представители "Боинга" в России ситуацию не комментируют.
Руководитель "Вымпела" заявил, что российское оружие предполагается закупать только для боинговских истребителей, поставленных в различные страны мира. Речь о самолетах ВВС США идти не может - Америка крайне редко покупает чужое вооружение. Кроме того, законы США запрещают поддерживать коммерческие взаимоотношения с контролируемыми государством российскими предприятиями. Таковым является и МКБ "Вымпел", и "Рособоронэкспорт", без которого не обойтись при заключении подобной сделки.
Соколовский отказался ответить на большинство уточняющих вопросов, однако сообщил корреспонденту "НГ", что "Боинг" запросил только ракеты, разработанные на его предприятии. Среди современных изделий "Вымпела" - три ракеты класса "воздух-воздух" - Р-73, Р-27 и Р-77 (РВВ-АЕ), а также одна ракета (точнее, семейство) класса "воздух-земля" - Р-29.
Наиболее высоко зарубежные эксперты оценивают ракету ближней дальности Р-73, которая по своим параметрам существенно опережает мировые аналоги. В частности, в сочетании с нашлемной системой целеуказания она позволяет в маневренном воздушном бою поражать противника без доворота на цель самолета-носителя. Учебные воздушные бои истребителей ВВС США с МиГ-29 ВВС ФРГ выявили полное преимущество отечественной системы в "собачьих схватках" на ближней дистанции, где победа зависит от временных факторов. Отметим, что именно Р-73 была выбрана в качестве основного оружия модернизированного российскими специалистами "Миража F.1". За рубежом подобные системы находятся в стадии разработки или освоения.
Соколовский оперировал двумя количественными показателями: до 1200 самолетов-носителей и до 18 тыс. ракет. Фирма "Боинг" в настоящее время обеспечивает эксплуатацию за рубежом двух своих истребителей. Около 450 самолетов F-15 "Игл" стоят на вооружении Израиля, Саудовской Аравии и Японии. Свыше 600 истребителей-бомбардировщиков F/A-18 эксплуатируются в Канаде, Испании, Финляндии, Швейцарии, Австралии, Кувейта и Малайзии. Вряд ли все эти страны согласятся закупать российские ракеты, тем не менее определенные шансы на успех у "Вымпела" есть.
Может сыграть свою роль и ценовой фактор. Отечественные изделия в ряде случаев более выгодны по критерию "эффективность/стоимость". Это, в частности, относится к самой современной ракете РВВ-АЕ. Ее американский аналог - AIM-120 AMRAAM - обходится покупателям в 700-1000 тыс. долл.
В то же время на пути использования таких ракет за рубежом стоят серьезные препятствия, связанные с необходимостью раскрывать при интеграции оружия в боевой авиационный комплекс секретные алгоритмы управления. Пойти на установку на своих истребителях российской командной аппаратуры "Боинг" и его клиенты вряд ли согласятся.
До сих пор Москве и Вашингтону не удалось наладить сколько-нибудь эффективное военно-техническое сотрудничество. Американские фирмы стремятся приобретать единичные образцы российской военной техники для заимствования ноу-хау (пример - переговоры по системе активной защиты танков "Арена") или для создания оружия противодействия (так было при закупке сверхзвуковых ракет-мишеней МА-31). Пока неясно, идет ли речь об аналогичной попытке или о взаимовыгодном коммерческом предложении.