Находящийся в Москве заместитель министра торговли США Джозеф Богосян сделал сенсационное заявление: компания "Боинг" инвестировала в реализацию программы Russian Regional Jet (RRJ) по созданию нового российско-американского регионального самолета около 1,4 млрд. долл. Об этом сообщает Интерфакс-АВН.
Российские источники говорят, что таких денег от "Боинга" они не видели. Представитель американской корпорации по связям с российской прессой Виктор Аношкин заявил, что никаких официальных комментариев по поводу заявления сделать не может. Близкие к "Боингу" неофициальные источники сомневаются, что названные цифры соответствуют действительности.
Программа RRJ действительно существует. "ОКБ Сухого" начало ее в конце 2000 г., после того, как потерпела крах попытка создать совместный проект регионального пассажирского самолета "Старлайнер" с американской компанией "Альянс Эркрафт". Этот партнер "Сухого" оказался неплатежеспособной организацией, гарантии закупки от одной из малоизвестных американских авиакомпаний - сомнительными. Более того, некоторые эксперты полагают, что дельцы русского происхождения из США таким образом просто пытались раскрутить российское КБ на значительную сумму (от 2 до 20 млн. долл.).
После увольнения некоторых консультантов из АВПК "Сухой" вопрос был закрыт, а руководитель "ОКБ Сухого" и АВПК "Сухой" Михаил Погосян начал переговоры с "Боингом" о создании регионального пассажирского самолета. Для этих целей была создана дочерняя компания "Гражданские самолеты Сухого".
В апреле 2001 г. глава Росавиакосмоса Юрий Коптев и президент "Боинга" Фил Кондит договорились о разработке лайнера для региональных линий, а летом 2001 г. представители "Гражданских самолетов Сухого", АК имени Ильюшина и "Боинга" подписали меморандум о проекте, который получил название Russian Regional Jet (RRJ). Планировалось, что американцы займутся маркетингом, суховцы - разработкой, ильюшинцы - сертификацией.
К декабрю удалось разработать совместный бизнес-план, а к лету 2002 г. планируется создать совместную бизнес-структуру. Предполагается, что первый полет 75-местного самолета RRJ-75 состоится в 2005 г., а еще через год начнется его серийное производство. Позже планируется создать 55- и 95-местные модификации.
Поскольку, по оценкам экспертов, доля региональных самолетов в общем парке авиалайнеров увеличится с нынешних 7% до 17% в 2020 г., разработчики рассчитывают продать 500-600 машин. Впрочем, специалисты полагают, что самолет не сможет завоевать значительное место на внешнем рынке, где в этом классе господствуют бразильская "Эмбраер" и канадская "Бомбардье". Есть критики и конкуренты у самолета и внутри России (например, Ту-334 и Ту-324). По мнению ряда экспертов, участие "Боинга" в программе RRJ связано со стремлением укрепить свои позиции на российском рынке, и инвестировать значительные средства в проект корпорация не будет.
Любопытно, что "Су" и "Боинг" в настоящее время ведут острую конкурентную борьбу за заказ малайзийских ВВС на новые истребители. Ожидается, что о закупке Су-30МКМ может объявить в ходе проходящего визита в Москву премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад.
Таким образом, похоже, что по вопросу боинговских инвестиций г-н Богосян просто ввел г-на Погосяна в заблуждение.