Сделав сенсационное заявление о возможности возбуждения уголовного дела против "Газпрома", руководство налоговой полиции особо отметило, что выводы делать пока преждевременно. Ведь проверка материалов еще не завершена. Однако эта оговорка не мешает выстраивать прогнозы относительно того, как будет развиваться дальнейшее расследование, кто персонально пострадает, если предварительные претензии налоговой полиции получат подтверждение, а также как все это повлияет на нынешнего главу газовой монополии Алексея Миллера.
Как сообщил корреспонденту "НГ" высокопоставленный сотрудник Федеральной службы налоговой полиции по Москве, специалистами его ведомства изучаются сейчас налоговые документы не по всему "Газпрому", что практически невозможно, а лишь по нескольким структурным подразделениям. И далее, по окончании работы с этими материалами в принципе существуют три возможных варианта действий налоговой полиции.
В соответствии с законодательством, проведя проверку своих материалов или документов, предоставленных налоговой инспекцией, как в случае с "Газпромом", ФСНП может, во-первых, выступить инициатором уголовного расследования - в отношении компании в целом по факту правонарушений либо в отношении конкретных лиц. Во-вторых, результатом проверки может стать "отказ в возбуждении уголовного дела". И, в-третьих, если обнаруженные правонарушения подпадают под действие не Уголовного кодекса, а под статьи Кодекса об административных правонарушениях, то материалы будут направлены в Министерство по налогам и сборам (МНС). И уже это ведомство совместно с руководством самой компании займется проверкой правильности начисления налогов.
Как пообещал глава ФСНП по Москве, к концу марта станет ясно, какой из описанных вариантов будет разыгран. Однако если проверка налоговых полицейских подтвердит факт неуплаты отчислений, перед компаниями-нарушительницами откроются две дороги: к реструктуризации долгов, что опять-таки является прерогативой МНС, или к банкротству, которое относится к сфере деятельности Министерства финансов и Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству.
Что же касается персон, которые могут быть привлечены к процессу, то факт проверки налоговиками не всего "Газпрома", а лишь его нескольких "дочек" уводит руководство газовой монополии из-под удара лишь отчасти. Одна из претензий налоговой полиции заключается в том, что монополия не включала в налогооблагаемую базу сырье, которое используется на компрессорных станциях для собственных нужд. Но этот вопрос решался на уровне руководства самого "Газпрома", причем довольно давно. И результаты налоговой проверки могут добавить по лишнему тому компромата на экс-главу монополии Рема Вяхирева и нынешнего члена совета директоров "Газпрома" Вячеслава Шеремета. Но даже и руководство газовой монополии не может по закону принимать подобные решения. Таким образом, вопрос, кто разрешил неуплату налогов за газ, используемый для собственных нужд, необходимо задавать экс-премьеру Виктору Черномырдину, во времена которого такая практика сложилась, и Евгению Примакову, в премьерство которого она продолжилась.
Несложно предположить, что под "несколькими структурными подразделениями", проверяемыми налоговиками, подразумеваются скорее всего злополучный "СИБУР", "Запсибгазпром", "Пургаз", контроль над которыми команда Миллера уже пытается установить. Также речь, видимо, идет о "Востокгазпроме", с которым пока вроде ничего не предпринимали, если не учитывать того, что, придя в "Газпром", Алексей Миллер сразу же был избран председателем совета директоров этой компании. Но "Востокгазпром" - слишком крупная и значимая структура, чтобы затишье вокруг нее сохранялось долго. Кроме того, есть вероятность, что налоговая полиция интересуется работой и ряда других региональных подразделений "Газпрома", в руководстве которых, судя по пресс-релизам самой монополии, чистка кадров тоже уже началась.
Впрочем, это все дело будущего. Пока же сенсационные заявления налоговой полиции больней всего ударили по главе газовой монополии Алексею Миллеру. Фактически против него обернулся сбор необходимого "Газпрому" компромата. И на волне возобновившихся слухов об отставке главы газовой монополии это тем более симптоматично. Ведь сейчас на место Миллера прочат уже не только "государственных" нефтяников Семена Вайнштока из "Транснефти" и Сергея Богданчикова из "Роснефти", но и руководителей других, сугубо коммерческих нефтяных компаний.