Вчера Россия сделала очередной реверанс в сторону Организации стран - экспортеров нефти. На заседании правительственной комиссии по вопросам доступа к магистральным трубопроводам было принято решение о том, что российские нефтяные компании, осуществляющие экспорт сырья, могут заключать контракты на второй квартал, исходя из уровня экспорта первого квартала 2002 года, когда Россия сократила поставки сырья за рубеж на 150 тыс. баррелей в сутки по сравнению с третьим кварталом 2001 года. Впрочем, председатель комиссии, вице-премьер Виктор Христенко тут же отметил, что решение это носит "технический" характер. Политический ответ на предложения ОПЕК по продлению действия экспортных квот будет дан позже. А "это лишь техническое решение, облегчающее компаниям процесс заключения контрактов. Окончательные объемы экспорта будут определены только после совещания у Михаила Касьянова", которое состоится через неделю, подчеркнул Христенко.
Но еще до "технического" кивка российского правительства в сторону ОПЕК руководство картеля официально заявило о своем намерении продлить действующие квоты на добычу нефти независимо от того, продлит ли Россия ограничение поставок сырья на мировой рынок. Как сообщил глава департамента по связям с прессой секретариата ОПЕК в Вене Абдуррахман аль-Хариги, такое решение будет принято завтра на конференции стран - участниц картеля. Напомним, что ОПЕК с начала года снизила добычу нефти на 1,5 млн. баррелей в сутки. Одновременно страны, не входящие в эту организацию (Россия, Норвегия, Мексика, Оман и Ангола), сократили объем поставок своего сырья на 462,5 тыс. баррелей.
На сегодня Норвегия, Мексика и Оман уже заявили, что планируют продлить ограничение экспорта сырья до июля. И потому ОПЕК, по словам аль-Хариги, все же рассчитывает на то, что Россия продолжит выполнять обязательства по сдерживанию экспорта сырья и во II квартале. Причем, по итогам недавнего визита в Москву, закончившегося, как известно, ничем, генеральный секретарь картеля Али Родригес заявил, что ОПЕК считает "очень важным" развитие взаимоотношений с Россией для стабилизации мирового рынка нефти. По его словам, "в России существует уникальный политический ландшафт, который позволит ОПЕК наладить более плотное сотрудничество" для выравнивания цен на черное золото.
Прав ли Родригес и действительно ли наш политический ландшафт столь уникален, как он полагает, окончательно станет ясно через неделю. Пока же замминистра энергетики Валентин Шепелев заявляет, что сокращение Россией экспорта нефти нанесет технологический вред добыче сырья. По его словам, это связано с тем, что климатические условия в России не позволяют останавливать работу скважин и, кроме того, у нас нет такого емкостного парка хранилищ, который позволил бы государству оперативно регулировать ситуацию на нефтяном рынке. А представители Министерства экономического развития и торговли полагают, что снижение мировых цен на нефть приведет к лавинообразному сокращению нефтедобычи в России. И в связи с этим российскому руководству необходимо принять меры для создания в стране более гибкой системы нефтедобычи.
Однако вне зависимости от того, согласимся ли мы продолжить "самоограничение", предложенное ОПЕК, уже сейчас известно, что как минимум 25 тыс. тонн российской нефти станут "невыездными". Дело в том, что участники заседания у вице-премьера ограничили на 20% объемы экспорта тех нефтяных компаний, которые имеют задолженность перед бюджетом. Всего таких компаний 24, а их общий долг составляет примерно 2 млрд. руб.