-Сергей Николаевич, многие критики фильма "Покушение на Россию", снятого французскими журналистами, говорят, что, по сути, в нем нет никаких новых фактов. В чем, на ваш взгляд, заключается его значимость и какие выводы вы сделали лично для себя?
- Ценность этого фильма заключается в том, что все известные факты выстроены в одну логическую цепочку, которая помогает зрителю воссоздать целостную картину событий осени 1999 года. В фильме нет ни одного ложного факта. И лично я в еще большей степени убедился в том, что у общества есть очень серьезные и обоснованные вопросы. Первый вопрос: почему до сих пор не расследована цепь чудовищных террористических актов, унесших сотни человеческих жизней и послуживших началом войны, на которой продолжают убивать уже десятки тысяч российских граждан? Второй вопрос: почему президент Путин оставил на своих должностях руководителей ФСБ, несмотря на то что они так безбожно врали, и в фильме это очень убедительно демонстрируется? Врали не только они сами. Они фактически заставили и президента говорить неправду. В любой другой стране это было бы основанием для возбуждения процедуры импичмента. Наконец, третий вопрос: почему в России до сих пор нет системы гражданского и прежде всего парламентского контроля над деятельностью спецслужб? Ведь руководство спецслужб много раз говорило, что оно продолжает традиции КГБ. Что такое традиции КГБ? Это непрерывная цепь преступлений против собственного народа. Сегодня спецслужбы контролируют все и вся. На них нет никакой управы: они всевластны и бесконтрольны. И это очень опасно для дальнейшего развития нашей страны.
- Каковы будут ваши дальнейшие действия?
- Мы будем стремиться к тому, чтобы общество получило ответы на эти вопросы. Мы будем добиваться демонстрации этого фильма по телевидению. Если этого не произойдет, мы будем распространять кассеты по всей стране через региональные организации "Либеральной России".
- В фильме подчеркивается, что представители ФСБ имели отношение к событиям в Рязани, хотя это и не противоречит версии об учениях. Какие кадры, на ваш взгляд, доказывают, что в Кремле знали о готовившейся акции?
- Прямых доказательств участия президента в рязанских событиях в фильме действительно нет. Но там демонстрируются действия самого президента. Сразу после взрывов он говорил, что бдительность граждан позволила предотвратить рязанский теракт. А уже через двое суток президент вслед за спецслужбами стал говорить о том, что это были не теракты, а учения. Одно из двух: или знал, или нет. Собственно этот вопрос и стал бы главным для начала процедуры импичмента: врал или не врал президент? Или кто врал президенту и с чьей подачи глава государства фактически вводил в заблуждение общественное мнение? В конце концов этот вопрос ставит под сомнение легитимность его избрания.
- Вы намерены инициировать процедуру импичмента?
- Да какой импичмент, с такой-то Думой! Но есть и другой вопрос: ведь в результате этих взрывов 23 сентября 1999 года был издан секретный указ, на основании которого ведутся боевые действия в Чечне. Мы в Государственной Думе подготовили проект обращения в Конституционный суд о легитимности этого указа. За него проголосовали 176 депутатов при необходимых 226. Но мы можем подать запрос в Конституционный суд и не от имени Думы. Сам запрос уже подготовлен, и теперь мы будем собирать подписи. Нам необходимо собрать 90 голосов, а учитывая, что 176 человек уже фактически проголосовали "за", это для нас не проблема. Кроме того, мы попытаемся создать общественную комиссию по расследованию рязанских событий, в которую могут войти и эксперты, и лидеры политических партий, и правозащитники. Мы также намерены обратиться в Европарламент с предложением провести слушания по этому вопросу, но будем надеяться, что российский парламент откликнется на наши инициативы.
- Вы говорили о президентском указе, на основании которого ведутся боевые действия в Чечне. Что это за документ?
- Это секретный указ. Я не могу назвать его номер и озвучить его содержание. Могу сказать только то, что уже было публично заявлено тогдашним министром обороны Игорем Сергеевым на правительственном часе в Государственной Думе. В конце 2000 года он заявил, что основанием для ведения боевых действий в Чечне является указ президента от 23 сентября. Но война, которая ведется в Чечне, с моей точки зрения, противозаконна. По Конституции, она может вестись в трех случаях: объявления войны, объявления чрезвычайного положения или военного положения. Ничего этого сейчас нет.
- Российские официальные лица проявляли интерес к фильму? К вам не обращались с просьбой отказаться от его демонстрации?
- Ничего такого не было. Представители спецслужб заявили, что мнение частного лица Березовского их не интересует. Но это фильм не Березовского, а французских журналистов.
- А в прокуратуру вы этот фильм не собираетесь направлять?
- Направим. Мы направим туда все имеющиеся в нашем распоряжении документы. Это и заявления Никиты Чекулина (бывшего и.о. директора НИИ "Росконверсвзрывцентр". - "НГ"), и заключения экспертов, и сам фильм. Хотя, с моей точки зрения, прокуратура это все хорошо знает. Ведь Чекулин уже писал в Генеральную прокуратуру. У него были целые переписки: и с Минобразования, и с вице-премьером Валентиной Матвиенко, и с Генеральной прокуратурой. Так что материалы у них есть. Но, видимо, они хотят скрыть правду. А мы хотим эту правду знать.