Торговая война, разгоревшаяся между Россией и США, отнюдь не напоминает битву двух гигантов. Как стало известно вчера, Соединенные Штаты могут прекратить поддержку действий России по вступлению во Всемирную торговую организацию, если Москва не откажется от запрета на импорт американского куриного мяса. Об этом заявил министр торговли США Роберт Зеллик. Если Москва не отменит своего решения, то она вряд ли может рассчитывать на отмену действия в отношении нее поправки Джексона-Вэника, заявил также американский чиновник. "Я лично убеждал конгресс в необходимости отмены данной поправки, однако теперь это решение может быть пересмотрено".
Течение торговой войны между Россией и США, таким образом, получило новый импульс. Напомним, как развивались события. В прошлом году Соединенные Штаты начали антидемпинговое расследование в отношении российской стали, считая, что ее поставки нарушают интересы американских металлургов. Перед Россией замаячило установление дополнительных ввозных пошлин вопреки ранее заключенным соглашениям. Переговоры с американской стороной привели к нулевому результату, а отечественная металлургическая промышленность стала подсчитывать миллиардные потери. Тем временем российский Минсельхоз объявил о запрете импорта американского куриного мяса, больше известного в России как "ножки Буша", из-за нарушений американскими поставщиками ветеринарных требований. Заметим, что мясо домашней птицы составляет 20% всего американского экспорта в Россию и 50% общего американского экспорта этого продукта за рубеж. Во вторник премьер Михаил Касьянов заявил, что "нет прямой связи" между намерением России запретить ввоз мяса птицы и увеличением пошлин на сталь со стороны Соединенных Штатов.
Между тем в среду, как и ожидалось, Соединенные Штаты объявили о введении новых, по сути, запретительных пошлин на импорт стали до 30% сроком на три года. В список стран попала и Россия. Потери российских металлургов, по предварительным подсчетам, составят 1,5 млрд. долл. Российский бюджет, по словам министра экономического развития и торговли Германа Грефа, может потерять от 400 до 500 млн. долл. Заметим, что отстаивать свои позиции, не будучи членом ВТО, чем, собственно, и угрожал нам Зеллик, России значительно сложнее, чем, например, Китаю и Японии.
Греф заявил, что Россия может выйти в одностороннем порядке из заключенных ранее соглашений. Решение США уже вызвало ответную реакцию и в Европе. "Нам нужно предпринять немедленные действия, чтобы защитить собственно британскую и европейскую сталелитейную промышленность", - заявила британский министр торговли и промышленности Патрисия Хьюитт. Если подобное произойдет еще и в Юго-Восточной Азии, российской металлургии будет нанесен жестокий, если не смертельный удар.
Желание США защитить своих производителей, поставив их интересы выше принципов международного права, - далеко не единственный мотив действий американской администрации. По словам ряда официальных лиц в Соединенных Штатах, для тех, кто принимал это решение, оно носит важное политическое значение. Стефан Мур, президент одной из организаций, выступающих за нерегулируемый рынок, на которого ссылается американская газета Washington Post, заявил, что "официальные лица администрации прекрасно понимали, что с экономической точки зрения это было глупым решением, поскольку оно приведет к увеличению цен на товары, в которых используется сталь. Это было чисто политическое решение".
Провал в геополитике, сопровождающийся ухудшением экономической ситуации в стране, и отсутствие мало-мальски внятного представления у руководства страны, что все-таки нужно делать для выведения страны из кризиса, сводят к минимуму наши шансы на победу в торговой войне. В этих условиях решимость наших чиновников отстоять интересы России в вопросе о стали хоть и вызывает уважение, но напоминает неравный боксерский поединок, где попытка слабого соперника побить более сильного только распаляет гнев последнего.