Темпы роста инфляции удалось остановить - в феврале уровень роста цен замер на отметке в 1,2%. Только пока не очень понятно, кому удалось совершить этот экономический "подвиг" - правительству или Госкомстату.
Почти 2-процентное снижение (с 3,1% в январе до 1,2% в феврале) вызывает сомнение в своей реалистичности - общее ухудшение экономической ситуации в стране, снижение темпов роста промышленного производства, рост курса доллара и неблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура дают мало оснований верить в такие "семимильные шаги". А если вспомнить выволочку, устроенную кабинетом министров Госкомстату за высокую инфляцию начала года, то совокупность этих фактов позволяет сделать предположение, что такое снижение темпов роста цен в немалой степени носит "бумажный" характер.
Напомним, что тогда правительство не нашло ничего лучшего, как свалить всю вину за высокую инфляцию на Госкомстат, который, по мнению заместителя министра экономического развития и торговли Аркадия Дворковича, использовал неправильную методику подсчета роста цен. Ведомство Владимира Соколина якобы допустило ошибку, приняв во внимание переход Москвы на добровольную 100-процентную оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства, что и дало уровень инфляции по стране в 3,1%, хотя на самом деле Москва не стала оплачивать услуги ЖКХ в полном объеме. Такая откровенная несуразица, перенос ответственности "с больной головы на здоровую" вызвала и соответствующую реакцию. Владимир Соколин, надо заметить, повел себя очень достойно: он не стал вступать с правительством в публичную перепалку, однако заметил, что пересматривать методику подсчета инфляции не собирается. Но свое черное дело публично высказанное недоверие со стороны правительства к качеству работы Госкомстата все-таки сделало. Правда, как ни парадоксально, аналитики по большей части отказали в доверии кабинету министров, а не главному счетному ведомству страны. Более того, уже неоднократно высказывались осторожные предположения, что Госкомстату под нажимом правительства все-таки пришлось слегка "откорректировать" методику.
Такая битва за показатели инфляции происходит на фоне резкого обесценивания рубля. Уже мало кто сомневается в том, что доллар вышел в новый ценовой коридор, вопрос только в том, сколько он в нем задержится. Наиболее радикально настроенные аналитики не исключают, что к концу года доллар будет стоить около 34-35 рублей. Пока Центробанк остановился в одной копейке от 31 рубля, однако на торгах доллар давно перешагнул этот рубеж. Причем, по оценкам дилеров, только за вчерашний день, дабы удержать курс рубля, Центробанк провел валютные интервенции в размере 100 млн. долл. Вероятно, о бюджетных показателях уже можно забыть.
Прокомментировать ситуацию "НГ" попросила председателя думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Александра Шохина.
"Во-первых, правительство сделало, на мой взгляд, большую ошибку, когда пустилось объяснять причины всплеска инфляции в январе статистической методологией. Тем самым оно породило сомнения в будущих более низких оценках инфляции, поскольку первый вопрос, который у нас сразу возникает: "А может быть, была применена "правильная" методология, в результате чего инфляция и упала?" Ни в коем случае нельзя было Минэкономразвитию и затем правительству подвергать сомнению методологию оценки инфляции Госкомстатом. Но на том заседании правительства, где обсуждалась макроэкономическая ситуация в начале 2002 года, была поставлена задача к марту снизить инфляцию до с 3,2 до 1,2%. Может быть, теоретически это и возможно. Будем надеяться, что тенденция к снижению динамики инфляции будет соблюдаться в этом году, тогда к концу года она может быть 15-16%".