В главкомате ВВС состоялось совещание, на котором был рассмотрен ход работ по перспективному авиационному комплексу фронтовой авиации (ПАК ФА), который более известен широкой общественности как "истребитель пятого поколения". Приказ о создании конкурсной комиссии по этому проекту был подписан 10 января 2002 года. Предполагалось, что за три месяца удастся рассмотреть аванпроекты конкурирующих фирм и до конца I квартала текущего года выбрать головного исполнителя программы.
На вчерашнем заседании председательствовал главком ВВС Владимир Михайлов и присутствовал руководитель Росавиакосмоса Юрий Коптев. Выступили представители двух фирм, претендующих на роль подрядчиков. Проект "ОКБ Сухого" защищал его глава Михаил Погосян. От РСК "МиГ" выступил руководитель инженерного центра компании Владимир Барковский. Обе фирмы в качестве соисполнителя привлекают ОКБ имени Яковлева.
Официальная информация о совещании чрезвычайно скупа. Однако, по сведениям "НГ", оно не стало решающим в судьбе российского истребителя пятого поколения. Это неудивительно. Ранее основными "толкачами" программы были вице-премьер Илья Клебанов и Юрий Коптев. Оба чиновника - сторонники передачи заказа "ОКБ Сухого". Некоторые эксперты даже утверждали, что вопрос решен и конкурс необходим лишь для оформления кулуарно принятого решения.
Ныне ситуация изменилась. По информации "НГ", генерал-полковник Михайлов в последние месяцы взял программу ПАК ФА под личный контроль. Представители промышленности говорят, что новый главком в гораздо большей степени, чем остальные госчиновники, восприимчив к техническим и финансовым аргументам и не поддается лоббистскому давлению. По-видимому, в новых условиях выбор "головника" по программе ПАК ФА затянется.
Перед ВВС стоит исключительно сложная задача. С одной стороны, с определением перспектив развития истребительной авиации нельзя медлить. Россия и так отстает от США как минимум на 10 лет. Еще через пять лет в строй войдут легкие тактические истребители F-35, ориентированные на завоевание большей части мирового оружейного рынка.
С другой стороны, программа ПАК ФА, еще не развернувшись, уже подвергается критике как нереалистичная. Новый самолет предлагается довести от аванпроекта до опытной серии менее чем за 9 лет (в нашей стране и в мире истребители четвертого и пятого поколений быстрее чем за 15 не создавались). Государство обещает в период до 2010 года выделить на ПАК ФА 1,5 млрд. долл. Это само по себе непросто - ВВС получают по госзаказу менее 200 млн. долл. в год и тратят их в основном на другие нужды. При этом, по оценке одного из сторонников программы в ее нынешнем виде Юрия Коптева, госфинансирование покроет не более 20-22% стоимости разработки ПАК ФА. Для сравнения: на исследования и разработку F-35 Пентагон выделил около 23 млрд. долл. По мнению экспертов, экспортные доходы, если их изъять у заводов, могут дать не более 1 млрд. долл. Утверждается, что недостающие суммы могут быть получены от зарубежных партнеров.
Однако в России мало опыта ведения под государственным руководством крупных интернациональных программ такого масштаба. Наши чиновники всячески сопротивляются созданию рыночных механизмов управления проектами, таких, как консорциумы. Ставка делается на волевые решения, что не устраивает промышленность. Тем не менее крепнет понимание того, что разработка истребителя пятого поколения только тогда сдвинется с места, когда программа станет привлекательной с точки зрения инвестиций и для государства, и для предприятий, и для иностранных партнеров.