"Нет смысла передавать Счетной палате функции, которые сейчас успешно выполняют контрольно-ревизионное управление Минфина и Казначейство", - заявил на днях первый заместитель министра финансов Алексей Улюкаев. Реакция Минфина последовала сразу после того, как информагентства передали сообщение об итогах встречи руководителя Счетной палаты Сергея Степашина с президентом Владимиром Путиным. В ходе этой встречи Степашин имел возможность лично донести до главы государства не только вопросы, связанные с исполнением федерального бюджета в 2001 году, но и главный предмет противоречий СП с ведомством Алексея Кудрина - полномочия на проведение финансового контроля в стране.
Вопрос о полномочиях обострился в ходе обсуждения концепции государственного финансового контроля, над которой работали Минфин, Банк России, налоговые и таможенные органы. Как заявил Улюкаев, эта концепция в целом подготовлена. Однако на поверку оказывается, что министерства и ведомства так и не смогли договориться о главном - кто будет играть "первую скрипку" в контроле за расходованием государственных средств: КРУ Минфина или Счетная палата. Ведомство Степашина тем временем предложило свой вариант концепции, в которой полномочия КРУ были значительно урезаны. По словам руководителя департамента государственного финансового контроля Минфина Александра Ахполова, предложения СП фактически превращают КРУ в органы проверки самого Минфина и лишают управление возможности проверять целевое расходование государственных средств различными министерствами и ведомствами.
Счетная палата, со своей стороны, настаивает, что КРУ - лишний элемент в системе финконтроля. "Куда идут деньги, и так проверяет казначейство", - заявил "НГ" источник в ведомстве Степашина. По его мнению, КРУ как внутренний орган Минфина не может сохранять объективность в проверке расходования финансовых средств. Ведомство Степашина отвергает и последний аргумент Минфина, который указывает, что СП не имеет права на проведение финконтроля, поскольку не является органом исполнительной власти. Еще в середине февраля Совет Федерации предложил внести изменения в Закон "О Счетной палате". Как рассказал "НГ" вице-спикер верхней палаты Валерий Горегляд, законопроект наделяет ведомство Степашина полномочиями по контролю за бюджетным законодательством - от подготовки законопроекта до исполнения закона о госбюджете и определения источников финансирования бюджетного дефицита. Расширен и перечень документов, которые Минфин и Центробанк должны предоставлять Счетной палате. Кроме того, ведомству Степашина передается контроль за законностью и обоснованностью предоставления налоговых и таможенных льгот.
Государственная Дума должна рассмотреть предложенные Совфедом поправки в самое ближайшее время. Если они будут приняты, то ведомство Сергея Степашина, получив право контролировать денежные потоки в государстве, станет, возможно, одним из самых влиятельных государственных структур в стране.