Оценить дееспособность и эффективность целого пакета принятых в минувшем году федеральных законов, регулирующих земельно-имущественные отношения, позволит уже этот год. К примеру, московские власти, формируя городской бюджет, подсчитали, что доход от операций с землей должен вырасти с 6,1 млрд. руб. (показатель 2001 года) до 6,5-7 млрд. руб. На первый взгляд прибавка по столичным меркам не столь большая, но здесь нельзя не учесть одно важное обстоятельство. Земельный кодекс РФ хоть и открыл возможность продажи городской земли, однако в полной мере отладить сам процесс власти не успевают. Причина проста - требуется принять соответствующий местный закон, в котором четко прописать механизмы реализации требований федерального закона. Проект уже отработан на уровне правительства Москвы, но даже первый заместитель мэра, руководитель комплекса имущественно-земельных отношений Олег Толкачев очень осторожно говорит о возможных сроках принятия нормативного акта Мосгордумой, предполагая, что это может случиться "в конце второго квартала".
Тем временем правительство Москвы уже готовит список земельных участков, которые будут выставлены на продажу. Желающих купить кусок Красной площади или же всю целиком Олег Толкачев просит не беспокоиться - подобные "земли" считаются зарезервированными для выполнения федеральных нужд и продаже не подлежат. А вот приобрести кусок земли в районе Сити, в Зеленограде, на северо-западе Москвы, в Митино при наличии средств вполне реально - некоторые участки этих районов уже внесены в составляемые списки. Пока никто не называет оценочную стоимость участков, так как она зависит от очень многих факторов, но представление о ценах можно составить по итогам эксперимента, который московские власти проводили в Зеленограде. Там земля выставлялась на торги, по словам Толкачева, по средней цене 350-400 тыс. у. е. за гектар, а в центре столицы она может дотягивать до 7 млн. у. е. Несмотря на то что в ходе эксперимента из 12 выставленных на торги участков было продано всего 3, отцы столицы остались довольны результатами. Можно было продать и остальные, но устроители аукционов намеренно не шли на снижение цены. Эксперимент показал, что спрос на землю огромный - ее покупали, несмотря на ряд условий, ограничивающих хозяйственную деятельность.
Что же касается тех возможностей, которые открывает новое законодательство по части приватизации, то правительство Москвы, похоже, не торопится ими воспользоваться. Если раньше столичная власть старалась многое передать в частные руки, то ныне она заметно меняет стратегию управления городским имуществом, которую Олег Толкачев выразил так: минимизация продаж, увеличение сдаваемых в аренду площадей, арендаторы выкупают имущество только по рыночной цене. Это уже нашло отражение в структуре ожидаемых доходов городского бюджета. Планируется, что от работы с собственностью поступит около 10 млрд. руб. и львиную долю этой суммы - 6,5 млрд. даст аренда. Поступления от продаж составят всего 1,5 млрд. Уже с 1 апреля правительство Москвы повышает плату за аренду нежилых помещений с 420 до 490 руб. за кв. метр.
Понятно, что рост арендных платежей будет вызывать у арендаторов стремление поскорее выкупить имущество. И отток тех же нежилых помещений в частный сектор неизбежен. Тем не менее городские власти планируют увеличить резерв городских арендных площадей с 1 до 1,5 млн. кв. метров. За счет чего? В свое время в ходе приватизации огромное количество нежилых площадей (около 12 млн. кв. метров - больше, чем находится в аренде) было передано в так называемое "хозяйственное ведение" различных организаций. Теперь город будет постепенно возвращать эти площади, что называется, под свое крыло. "Это не значит, что мы сразу всех схватим и все отнимем, - поясняет Толкачев. - Эта форма владения имуществом сохранится, причем в большом объеме, но она нуждается в оптимизации". Он считает, что многие организации сами готовы вернуть имущество городу по разным причинам. По словам Толкачева, правительство Москвы планирует передать в аренду 3-4 млн. кв. метров нежилых помещений, которые сегодня находятся в хозяйственном ведении.
Не торопится команда Юрия Лужкова распродать и московские предприятия. Сегодня город имеет свою долю в 544 АО, в результате чего дивиденды за минувший год составили около 350 млн. руб. По словам Олега Толкачева, только в 30 предприятиях доля столичного правительства составляет менее 5%. Эти пакеты акций и будут проданы. С другой стороны, город станет собственником новых предприятий. Буквально на днях приняты решения о передаче Москве акций двух предприятий федерального подчинения - косметического объединения "Свобода" и ПО "Химавтоматика". На очереди - еще около 10 довольно крупных предприятий.
Особо стоит вопрос об АЗЛК. Москва многократно заявляла федеральному правительству о своей готовности в счет федерального долга принять вместе с контрольным пакетом акций "Москвича" и ответственность за его судьбу. Но Белый дом к контрольному пакету навязывает "довесок" - около 600 млн. долл. долга, который числится за АЗЛК еще со времен Советского Союза. Столичная власть с такой постановкой вопроса не соглашается. Результаты этого долгого торга плачевны - завод безнадежно увяз в долгах. "На АЗЛК зреет социальный взрыв, и, хоть предприятие федеральное, но последствия-то придется расхлебывать нам", - говорит Олег Толкачев.