Энергетический день в правительстве прошел вчера на ура. Как заявил по итогам заседания замминистра экономического развития и торговли Андрей Шаронов, в 2002 году на инвестиции в энергетику предполагается направить 102 млрд. руб. При этом инвестиционные расходы РАО "ЕЭС России" составят, как предполагается, 16,7 млрд. руб., атомной энергетики - 19,8 млрд. руб., региональных АО-энерго - 43 млрд. руб. Кроме того, необходимые средства на инвестиции, по словам Андрея Шаронова, направят независимые производители энергии, функционирующие в Иркутской области, Башкирии и Татарии. Это можно считать крупной победой РАО "ЕЭС". Ведь ранее независимые поставщики электроэнергии отказывались выплачивать абонентскую плату за диспетчерские услуги энергохолдинга именно по той причине, что не хотят финансировать строительство объектов, не имеющих к ним никакого отношения.
Из внесенных в правительство законопроектов самый главный - абсолютно новый Закон "Об электроэнергетике". Он "ляжет в основу развития энергетического рынка России", сказал глава РАО "ЕЭС" Анатолий Чубайс. По этому закону, когда заработает свободный энергорынок, то есть начиная с 2004 года, правительство получит право вводить в случае форсмажора прямое госрегулирование.
Правительству был также представлен проект поправок к Гражданскому кодексу. Эти изменения носят максимально непопулярный характер и заранее обречены на возражения депутатов Госдумы. В первую очередь речь идет о том, что снабжение электричеством после принятия поправок статусно будет приравнено к реализации любого другого договора купли-продажи. Давняя мечта РАО "ЕЭС" сбудется. Теперь энергетики смогут расторгать договор и прекращать поставку электроэнергии, если покупатель серьезно нарушил обязательство по оплате. По словам замминистра Андрея Шаронова, РАО "ЕЭС" не так просто кого-либо отключить: есть целая система "последних китайских предупреждений" для неплательщиков, причем для стратегических предприятий и оборонщиков эта система особенно сложна. Таких предупреждений, по мнению разработчиков поправок, вполне достаточно, чтобы интересы потребителей не пострадали.
Далее, Закон "О конкуренции" предлагается снабдить подробным описанием понятия "дискриминационные условия". Ведь ранее закон хоть и запрещал хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, и госорганам "плохо себя вести", но не объяснял, что это значит. Поэтому и компаниям, чьи интересы ущемлялись, было затруднительно доказать факт создания "дискриминационных условий" в суде. Однако проблема заключается еще и в том, что положение коммерческих структур, действующих сейчас, во многом сформировалось еще до того, как в России начало применяться антимонопольное законодательство. Закон "О конкуренции" дополняется списком экономических субъектов, склонных создавать вокруг себя дискриминационные условия. Понятное дело, речь идет о предприятиях естественных монополий. Теперь требования о недискриминационности к ним можно будет выдвигать превентивно.