Вступление России в ВТО - больная тема для отечественного авиапрома. Настолько больная, что его представители предпочитают обсуждать ее при плотно закрытых дверях. Вчера, например, в весьма неловкое положение были поставлены организаторы круглого стола по этой проблеме, пригласившие на мероприятие журналистов. Авиапромовские боссы зарубили на корню попытку сделать обсуждение своих болячек публичным, и хозяевам ничего не оставалось, как с извинениями выпроводить прессу за дверь.
Хотя все эти болячки - секрет полишинеля. Всем понятно, что ничего хорошего наш отечественный авиапром от присоединения к ВТО ждать не может. Свободный доступ на наш рынок продукции западных конкурентов, по мнению многих экспертов, непременно приведет к полному краху отечественного гражданского авиастроения, которое и без того находится в бедственном положении. Во-первых, гражданская авиапромышленность в результате резкого падения объемов пассажирских перевозок (по некоторым данным, они сократились за постсоветский период примерно в 4 раза) лишилась львиной доли внутренних заказов. Во-вторых, в результате глобальной политической перекройки, которая последовала за развалом Советского Союза, наша авиационная промышленность потеряла и экспортные заказы. Еще один удар по авиапрому нанесен уже в наши дни решением ЕС о запрете полетов российских самолетов, которые по производимому шуму превышают европейские стандарты. Не случайно производство гражданской авиатехники фактически оказалось в состоянии ступора. К примеру, пять крупнейших в России сборочных заводов (Воронеж, Казань, Самара, Ульяновск, Саратов) общими усилиями производят 5-7 самолетов в год, хотя их проектная мощность - 150-180 авиалайнеров в год. При таком положении в полный рост встает вопрос о выживаемости всей отрасли, в том числе и научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, системы подготовки кадров.
Чего добиваются от России по части авиапрома переговорщики от ВТО? В первую очередь - свободного доступа на внутренний российский рынок и отказа от господдержки отрасли. К примеру, ЕС и США в рамках переговоров по ВТО настаивают, чтобы Россия присоединилась к соглашению по торговле гражданской авиатехникой, которое как раз и обязывает участников снять импортные тарифы и отказаться от государственной поддержки самолетостроения. Однако статус этого соглашения для членов ВТО необязательный, к нему присоединилось всего около трех десятков стран. Тем не менее России упорно навязывают участие в соглашении. "Россия на данный момент не может на это пойти", - заявил вчера глава российской делегации по переговорам с ВТО, заместитель министра экономического развития и торговли Максим Медведков. По его словам, правительство занимает протекционистскую позицию по отношению к отечественному авиапрому. И, надо понимать, в обиду его не даст. Российская сторона на переговорах будет настаивать на сохранении 20-процентной пошлины на все виды летательных аппаратов и большую часть комплектующих.
Понятно, что такая позиция Москвы может вызвать негативную реакцию со стороны стран - участниц ВТО, и в первую очередь ЕС и США. Не исключено, что они прибегнут к любимому способу давления на Москву - затягиванию сроков вступления РФ в ВТО. Но, похоже, это не пугает российскую сторону. Как выразился вчера Максим Медведков, Россия может стать членом ВТО как через год-полтора, так и через 15, а то и 20 лет. По его словам, правительство не ставит задачу вступить в ВТО любой ценой и в ближайшие сроки. Задача состоит в том, чтобы присоединение к торговой организации было выгодным для России, и здесь терпения у российских переговорщиков хватит.
Если переговоры пойдут по принципу "кто кого перетерпит", нашей делегации остается только посочувствовать. Ни ЕС, ни США торопиться некуда. Опыт укрощения строптивых у них большой. Впрочем, для нашего авиапрома любая отсрочка - это дополнительный шанс на выживание.