0
1313
Газета Экономика Интернет-версия

28.02.2002 00:00:00

Бескрылая строптивость

Тэги: авиапром, авиация, вто


Вступление России в ВТО - больная тема для отечественного авиапрома. Настолько больная, что его представители предпочитают обсуждать ее при плотно закрытых дверях. Вчера, например, в весьма неловкое положение были поставлены организаторы круглого стола по этой проблеме, пригласившие на мероприятие журналистов. Авиапромовские боссы зарубили на корню попытку сделать обсуждение своих болячек публичным, и хозяевам ничего не оставалось, как с извинениями выпроводить прессу за дверь.

Хотя все эти болячки - секрет полишинеля. Всем понятно, что ничего хорошего наш отечественный авиапром от присоединения к ВТО ждать не может. Свободный доступ на наш рынок продукции западных конкурентов, по мнению многих экспертов, непременно приведет к полному краху отечественного гражданского авиастроения, которое и без того находится в бедственном положении. Во-первых, гражданская авиапромышленность в результате резкого падения объемов пассажирских перевозок (по некоторым данным, они сократились за постсоветский период примерно в 4 раза) лишилась львиной доли внутренних заказов. Во-вторых, в результате глобальной политической перекройки, которая последовала за развалом Советского Союза, наша авиационная промышленность потеряла и экспортные заказы. Еще один удар по авиапрому нанесен уже в наши дни решением ЕС о запрете полетов российских самолетов, которые по производимому шуму превышают европейские стандарты. Не случайно производство гражданской авиатехники фактически оказалось в состоянии ступора. К примеру, пять крупнейших в России сборочных заводов (Воронеж, Казань, Самара, Ульяновск, Саратов) общими усилиями производят 5-7 самолетов в год, хотя их проектная мощность - 150-180 авиалайнеров в год. При таком положении в полный рост встает вопрос о выживаемости всей отрасли, в том числе и научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, системы подготовки кадров.

Чего добиваются от России по части авиапрома переговорщики от ВТО? В первую очередь - свободного доступа на внутренний российский рынок и отказа от господдержки отрасли. К примеру, ЕС и США в рамках переговоров по ВТО настаивают, чтобы Россия присоединилась к соглашению по торговле гражданской авиатехникой, которое как раз и обязывает участников снять импортные тарифы и отказаться от государственной поддержки самолетостроения. Однако статус этого соглашения для членов ВТО необязательный, к нему присоединилось всего около трех десятков стран. Тем не менее России упорно навязывают участие в соглашении. "Россия на данный момент не может на это пойти", - заявил вчера глава российской делегации по переговорам с ВТО, заместитель министра экономического развития и торговли Максим Медведков. По его словам, правительство занимает протекционистскую позицию по отношению к отечественному авиапрому. И, надо понимать, в обиду его не даст. Российская сторона на переговорах будет настаивать на сохранении 20-процентной пошлины на все виды летательных аппаратов и большую часть комплектующих.

Понятно, что такая позиция Москвы может вызвать негативную реакцию со стороны стран - участниц ВТО, и в первую очередь ЕС и США. Не исключено, что они прибегнут к любимому способу давления на Москву - затягиванию сроков вступления РФ в ВТО. Но, похоже, это не пугает российскую сторону. Как выразился вчера Максим Медведков, Россия может стать членом ВТО как через год-полтора, так и через 15, а то и 20 лет. По его словам, правительство не ставит задачу вступить в ВТО любой ценой и в ближайшие сроки. Задача состоит в том, чтобы присоединение к торговой организации было выгодным для России, и здесь терпения у российских переговорщиков хватит.

Если переговоры пойдут по принципу "кто кого перетерпит", нашей делегации остается только посочувствовать. Ни ЕС, ни США торопиться некуда. Опыт укрощения строптивых у них большой. Впрочем, для нашего авиапрома любая отсрочка - это дополнительный шанс на выживание.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
556
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2280
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1500
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1130

Другие новости