Вопросы правового статуса Каспия были рассмотрены в Москве, на конференции "Каспий: правовые проблемы", в которой приняли участие международные юристы и заместители министров иностранных дел прикаспийских государств, входящих в рабочую группу. Приветствуя участников конференции, глава МИД РФ Игорь Иванов заявил, что Каспий является одним из внешнеполитических приоритетов России.
Напомним, что в советские времена его акватория была поделена только между СССР и Ираном. После распада Союза территориальные права на Каспий предъявляют пять стран, которые вот уже на протяжении нескольких лет не могут прийти к консенсусу. До сих пор граница между Ираном и государствами СНГ на Каспии проходит по советской "прямой линии" раздела, южнее которой Тегерану отходит менее одной десятой акватории. Исходя из предложения Ирана - раздела на равные доли - каждому из прикаспийских государств отойдет по 20%. Но это предложение не находит понимания у других участников. Россия заинтересована в разделе дна моря по так называемой серединной линии. В этом случае преимущество над остальными странами получает Казахстан, России отойдет территория чуть больше, чем Ирану, которому, в свою очередь, достанется больше, чем Туркмении. Меньше всех получит Азербайджан - и потому такая идея раздела непопулярна в Баку. Нынешняя конференция, по всей видимости, должна усилить аргументацию России.
Спецпредставитель президента России по проблемам Каспия Виктор Калюжный признал, что дипломаты активно продвигаются к достижению консенсуса. Вместе с тем он признал, что рабочая группа сегодня подошла к определенному пределу своих полномочий и продолжение дискуссии может быть продолжено в Ашхабаде на саммите глав государств России, Туркмении, Казахстана, Азербайджана и Ирана.
Специальный советник госдепартамента США Стивен Манн заявил, что США не намерены соперничать с Россией в Каспийском регионе, а лишь только хотят добиться стабильности прикаспийских государств. Господин Манн отметил, что "нашей общей задачей является содействие развитию экономики стран Содружества". Три основные причины отсутствия экономического прогресса, в частности в Каспийском регионе, называет американский дипломат: отсутствие инвестиций и "законопорядка", коррупция. Стивен Манн назвал ситуацию в Каспийском регионе "проклятием ресурсов".
Иран, не дожидаясь окончательного урегулирования статуса, заявил, что его страна приступает к реализации углеводородных проектов. При этом Тегеран не допустит чьих-либо действий в тех частях моря, которые считает своими. Хотя в прессе уже были сообщения о том, что Иран вроде бы согласился на проведение серединной линии между ним и Азербайджаном, ним и Туркменией. Но весь вопрос в том, как ее изогнуть в сторону севера, чтобы против этого не возражали соседи. Ведь каждый километр изгиба означает потерю или приобретение десятков миллионов тонн углеводородов.
Россия, в свою очередь, предложила создавать совместные предприятия на тех месторождениях, которые "игнорируют" серединную линию. Естественно, что разрабатывать спорные участки целесообразно двум соседям. Территория участка месторождения Северный заползает в казахстанский сектор, но это уже не имеет значения, поскольку Москва и Астана пошли на взаимные уступки и договорились о разделе северного шельфа Каспия.
Вчера же вопросы о проведении серединной линии между Россией и Казахстаном и о разграничении спорных приграничных точек обсуждали и в Белом доме на совещании у премьер-министра Михаила Касьянова. По мнению Виктора Калюжного, рассмотрение этих вопросов означает, что данный принцип деления дна Каспийского моря одобрен на уровне правительств двух стран и соответствует общей позиции России и Казахстана по Каспию.