-Игорь Ханукович, на прошлой неделе состоялось совещание премьер-министра Касьянова с главами нефтяных компаний. Позиция России о сокращении экспорта не была сформулирована. Так что же, будем мы сокращать экспорт во втором квартале или нет?
- На встрече даже речи об этом не шло. Совещание было посвящено проблемам нефтяной отрасли. Как мы и договаривались с руководством страны, рассмотрение вопросов топливно-энергетического комплекса в целом имеет смысл только для достижения стратегических целей государства, когда мы рассматриваем все в комплексе.
Самая главная тема здесь - это формирование топливного баланса страны и его применение в реальных условиях экономики. В конце прошлого года на выездном заседании в Уренгое под председательством президента были, например, рассмотрены состояние и перспективы развития газовой отрасли. Теперь президент поручил председателю правительства рассмотреть проблемы и аспекты деятельности нефтяной отрасли.
Рассматривая проблематику нефтяной отрасли, мы, конечно же, начинали весь разговор с энергетической стратегии, рассчитанной на 20 лет. Сейчас у нас существует первый проект энергетической стратегии. Премьер распорядился создать рабочую группу и доработать этот документ. Это был ключевой вопрос обсуждения, и дальше по предложению премьера шел живой диалог по текущим проблемам нефтяников: что их беспокоит сегодня, что не стимулирует их прогресс. Был затронут вопрос о расширении наших перерабатывающих мощностей. Например, для гидрокрекинга необходим ввоз западного высокотехнологичного оборудования. А наш Таможенный кодекс построен так, что сразу же нужно заплатить НДС. Это означает отвлечение финансовых ресурсов в огромном объеме. При этом - по закону - нефтяные компании получают возврат НДС после ввода предприятия в эксплуатацию и выдачи готовой продукции. Тем самым они кредитуют государство на долгое время - на три, на пять лет. Может, это и небольшой ущерб для нефтяных компаний, но это тормозит их инвестиционную деятельность. Премьер поручил Минфину, МНС, нам, Минэкономразвития посмотреть, что можно сделать с точки зрения имеющихся законов, ни в коем случае не нарушая их. Потом проблема ускоренного старения технологичного оборудования при добыче и переработке нефти в северных регионах. Там оборудование выходит из строя в два раза быстрее, нежели на Волге или в южных регионах. Может быть, надо установить специальные коэффициенты амортизации? Это вопрос для Минфина.
А увеличивать или уменьшать экспорт - это вопрос тактического маневра сегодняшнего дня. Все будет зависеть от мировой конъюнктуры, от потребностей внутреннего рынка, инвестиционной деятельности нефтяных компаний. Это мы будем рассматривать с точки зрения стратегии в целом.
- Как вы оцениваете тенденцию, при которой мелкие и средние нефтяные компании "выдавливаются" с рынка?
- В последнее время эта тема постоянно муссируется на страницах газет. Государство обвиняют в протекционизме по отношению к крупным нефтяным компаниям и игнорировании интересов мелких и средних. Вот и в вашем вопросе проскальзывает подобный намек. Я не прав?
Рыночные отношения, сложившиеся в нефтяной отрасли, - это прежде всего отношения конкуренции. Поэтому попытки в одной отрасли искусственно создать сразу несколько рынков без конкуренции - отдельно для малых, средних, крупных компаний - обречены на неудачу. Каждый занимает на рынке то место, которое он в состоянии занять. В рыночных условиях слияние и поглощение крупными нефтедобывающими холдингами своих более мелких коллег по бизнесу неизбежно.
Между тем мировой опыт - прежде всего США и Канады - свидетельствует: мелкие компании прекрасно выживают рядом с гигантами нефтяного бизнеса, при этом они рассчитывают на вполне определенную нишу - как правило, они заняты разработкой малопродуктивных участков недр. В США, например, 40% добычи обеспечивают малые предприятия, до 80% объемов эксплуатационного бурения проводится именно их силами. Государство заинтересовано в том, чтобы недра разрабатывались эффективно, месторождения не забрасывались. С такой ситуации государство идет на помощь именно малым компаниям: предоставляет налоговые льготы, другие преференции. Мы же, как всегда, ищем свой, "революционный" путь: давайте, мол, запретим крупным компаниям конкурировать с мелкими - и точка. И это неверно.
Хочу подчеркнуть: Минэнерго не занимает никаких протекционистских позиций, мы стараемся обеспечить равные условия для всех, прежде всего в отношении экспорта. Зачастую мелкие компании имели даже преимущество при экспорте, мы от этого ушли, поэтому, видимо, и попали под огонь критики со стороны малых предприятий. Совсем недавно одно интернет-издание написало, что глава Минэнерго "неровно дышит" к двум крупным нефтяным компаниям. Позвонили журналисту, поинтересовались фактурой: откуда такой вывод? Как и ожидалось, ответ был до неприличия уклончивый - нет и не может быть такой фактуры, поскольку Минэнерго должно быть - и есть - "над схваткой".
При этом мы стараемся привлечь мелкий и средний бизнес именно на небольшие месторождения, куда крупные компании стараются не идти. Для этого, по нашему мнению, надо дополнить законодательство по недропользованию положениями, которые сделали бы привлекательной работу на малопродуктивных и малых месторождениях. Мы считаем, что введенная с 1 января 2002 года система налогообложения, не учитывающая природных условий эксплуатации месторождений, дает дополнительные преимущества предприятиям, располагающим относительно лучшими участками недр. На развитии малого бизнеса это может сказаться самым негативным образом. В этой связи мы, в частности, предлагаем при расчете налога на добычу учитывать степень выработанности месторождений, это поможет выравнять условия конкуренции малых и крупных компаний.
- В последнее время много говорится о проблемах геологоразведки. Как можно стимулировать инвестиции в эту отрасль и введение в оборот месторождений, лицензии на разработку которых уже получены?
- Положение в геологоразведке углеводородов достаточно тревожное. Возьмем для примера нефтяную отрасль: в 1988 году объем буровых работ достиг максимума и составлял 6 миллионов метров. Это позволило прирастить запасы почти на 1,2 миллиарда тонн нефти. А с 1990 по 2001 год годовой объем разведочного бурения уменьшился в 4 раза, прирост запасов соответственно - в 6,5 раза. Начиная с 1994 года прирост запасов нефти и конденсата уже не компенсирует объема добычи. Приятным исключением стал 2000 год.
В 2001 году при уровне добычи 348 миллионов тонн прирост запасов составил 300, то есть восполняемость добычи равнялась 86%. Сегодня доля высокопродуктивных запасов нефти у большинства российских компаний составляет около 45%, налицо тенденция к дальнейшему снижению этой доли из-за выработки активных запасов.
Начиная с этого года финансирование восполнения ресурсной базы ТЭК осуществляется за счет собственных средств предприятий и инвестиций, а не из федерального бюджета. Мы считаем, что отмена отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы приведет к утере государственного контроля над воспроизводством минеральных ресурсов, разбалансированию ответственности между государством и компаниями за прирост промышленных запасов, прогнозных и перспективных ресурсов.
Считаем также, что для обеспечения стабильной добычи нефти в ближайшие 10-15 лет необходимо ежегодно приращивать не 100, а 150% отбираемых запасов. В противном случае добычу нефти при нынешнем уровне цен удержать будет практически невозможно.
Наиболее действенным средством повышения инвестиционной привлекательности представляется дальнейшее развитие и совершенствование действующей законодательной базы в области недропользования. Это развитие прежде всего должно быть направлено на создание стимулов для эффективного выполнения геолого-разведочных работ за счет собственных средств широкого круга российских и зарубежных компаний. Такими стимулами могут стать расширение свободы предпринимательской деятельности и снятие искусственно установленных на этом пути барьеров.
Необходимо, на наш взгляд, превратить налоговую и ценовую политику государства из фискально-конъюнктурной в ориентированную на перспективу. Либерализация, повышение гибкости и адаптивности налогового режима и снижение рисков инвестиционной деятельности (в первую очередь институциональных, то есть зависящих от механизма и институтов принятия решений государством) - необходимый элемент повышения инвестиционной привлекательности не только геолого-разведочных работ, но и всего нефтегазового сектора.
Чтобы ускорить освоение месторождений, на разработку которых лицензии уже выданы, необходимо на законодательном уровне ввести комплекс мер, повышающих степень ответственности недропользователя за несоблюдение условий лицензионных соглашений.
Представляется также целесообразным разработать механизм введения определенных ограничений на участие в конкурсах и аукционах тех компаний, которые имеют на балансе значительные неразрабатываемые запасы полезных ископаемых или систематически не соблюдают сроков ввода месторождений в разработку.
- За прошлые годы Министерство энергетики утратило ряд своих полномочий. Что делается или планируется сделать для их возврата?
- Скажу сразу: нам полномочия нужны не ради их количества, в чем нас время от времени упрекают, надо помнить, что полномочия влекут за собой дополнительные обязанности и ответственность. Речь идет о том, что министерство должно быть в состоянии в полном объеме выполнять возложенные на него задачи по реализации политики в области топливно-энергетического комплекса, которая обеспечивала бы эффективное функционирование комплекса и энергетическую безопасность страны. Напомню, о каких полномочиях идет речь: прежде всего мы добиваемся введения в действие системы разработки и утверждения прогнозных балансов производства и поставок топливно-энергетических ресурсов на федеральном и региональном уровнях и возможности исходя из этого оперативно влиять на экспорт основных энергоресурсов. Актуален для нас вопрос о передаче в наше ведение функций государственной экспертизы проектных документов на разработку месторождений углеводородного сырья, управления государственным фондом недр по углеводородам, надзора за потреблением и потерями топлива и энергии при транспортировке. Для Минэнерго важно, чтобы государство утверждало инвестиционные планы естественных монополий и их обязательность для регулирующих органов при установлении цен и тарифов; мы считаем необходимым более активное участие отраслевого министерства в управлении теми акционерными обществами ТЭК, где государство имеет пакеты акций.
Многое из того, что мы предлагали, уже реализовано. В декабре мы заключили соглашение с Минимуществом о взаимодействии при реализации Концепции управления государственным имуществом и приватизации. Наши предложения направлены на повышение эффективности управления государственным имуществом в ТЭК и не противоречат законодательству. Заключено соглашение с Федеральной энергетической комиссией о координации наших действий при регулировании деятельности естественных монополий в ТЭК.
Тем не менее многие вопросы еще ждут своего решения. Сегодня министерство отодвинуто от решения вопросов, связанных с реализацией соглашений о разделе продукции в ТЭК, хотя львиная доля таких соглашений заключается и планируется к подписанию именно в топливном комплексе. n