С 1 апреля этого года для самолетов, летающих в Европу, вводятся новые правила Международной организации гражданской авиации (ИКАО) по уровню шума авиадвигателей и эмиссии вредных газов, большое количество которых выбрасывается при взлете. У российских пассажирских авиакомпаний таких самолетов немного. Это Ту-204, Ил-96-300, а также американские "Боинги" и западноевропейские "аэробусы". Что касается грузовых авиакомпаний, то им грозит просто крах. Ведь значительную долю выручки грузовым авиакомпаниям приносит именно европейский рынок, перевозки на котором осуществляются на Ил-76. В новые стандарты этот самолет как раз и не вписывается. Заметим, что самолетов Ил-76 в России и СНГ насчитывается несколько сотен.
Нигде в мире, кроме СССР, подобные грузовые самолеты почти не производятся. Сейчас Россия и Узбекистан, где на авиазаводе имени Чкалова строят Ил-76, выступают практически монополистами. Поэтому неудивительно, что ИКАО, где большинство голосов принадлежит западным странам, приняла новые жесткие правила по уровню шума и эмиссии вредных выхлопов двигателей, напрямую затрагивающие Ил-76.
Хотя о введении новых правил было известно уже несколько лет назад, но принцип "пока гром не грянет, мужик не перекрестится" полностью сработал. А сделать-то нужно не так много - заменить существующие двигатели на новые ПС-90А, которые отвечают последним нормам ИКАО. Но так как большинство Ил-76 достались своим хозяевам в ходе приватизации, вкладывать средства в установку новых двигателей они не хотели и не хотят.
Предвидя возникновение огромного рынка, который открывает модернизация Ил-76, западные страны предложили свой вариант. Вместо российских ПС-90 они предлагают на довольно льготных условиях оснастить Ил-76 франко-американскими двигателями CFM-56. Так, по словам президента английской авиакомпании "Эйр Фойл", в этой стране разрабатывается программа привлечения денег на модернизацию российских грузовых рамповых самолетов.
До первоапрельского грома осталось совсем немного. Вряд ли грузовые авиакомпании России и СНГ отдадут на металлолом большую часть Ил-76, обслуживающих европейский рынок. Все равно придется самолеты модернизировать. Но пока, будет вестись модернизация рынок займут конкуренты из других стран. Надежды на рынки Ближнего и Дальнего Востока, а также Африки, куда также летают эти самолеты и где не вводятся пока новые правила ИКАО, никакой. Уже сейчас из-за переизбытка предложений Ил-76 цены там на авиаперевозки упали до критического уровня. А что будет, если туда ринутся компании, обслуживающие европейский рынок, предугадать несложно. Банкротами станут практически все владельцы немодернизированных "грузовиков".