Со вчерашнего дня страна наконец обрела концепцию управления государственным долгом - такой документ был представлен на обсуждение кабинета министров и получил одобрение. До сих пор держава, претендующая на статус великой, делала долги и возвращала их, руководствуясь не научно обоснованной программой, а всего лишь интуицией чиновников. А наитие почему-то подсказывало им лишь одно: надо брать, пока дают, за последствия ответят другие. По данным Минфина, на 1 января 2002 года объем внутреннего долга составил 531,1 млрд. руб., внешнего - 138,1 млрд. долл.
Теперь правительство пытается создать систему, которая сама предохраняла бы от соблазнов решать все проблемы за счет заимствований, а также гарантировала эффективное управление долгами. В связи с этим в Минфине и родилась уже упомянутая концепция, представляющая собой многостраничный документ, где вместилось многое - от формулировки понятия госдолга до перечня мероприятий, которые требуется провести для создания единой системы управления долгом. Нельзя не заметить, что авторы концепции не ушли от соблазна покритиковать предшественников и похвастать собственными достижениями. Минфин ставит себе в заслугу, в частности, то, что восстановлены рынок внутренних заимствований и доступ к иностранным займам, завершена инвентаризация госдолга (теперь министр финансов хоть будет знать, сколько страна задолжала) и многое другое.
В целом же авторы документа возлагают на управление госдолгом три основные задачи: следить за тем, чтобы объемы заимствований сохранялись на экономически безопасном уровне; сокращать стоимость обслуживания долга; обеспечивать, чтобы все обязательства государства исполнялись в полном объеме "по как можно более низкой стоимости на средне- и долгосрочную перспективу". Касаясь второй задачи, премьер-министр Михаил Касьянов вчера подчеркнул, что только на обслуживание госдолга раньше уходило около 30% всех расходов бюджета, сейчас этот показатель снизился до 20%, однако проблема остается "чрезвычайно ощутимой".
Для решения этих задач концепцией соответствующим образом распределяются полномочия государственной власти. Скажем, президент устанавливает "основные приоритеты бюджетной политики", а Федеральное собрание - "верхний предел государственного долга". Авторы концепции "нарезали" также полномочия и правительству, и Центробанку, и Минфину - словом, всем, выражаясь чиновничьим языком, заинтересованным сторонам. Среди них фигурирует и несуществующая на сегодняшний день структура - Федеральное агентство по управлению государственным долгом, которое, согласно концепции, будет осуществлять по поручению Минфина "отдельные функции по управлению государственным долгом". Агентство планируется создать путем трансформации Внешэкономбанка и передачи ему агентских функций. Естественно, что роль первой скрипки в этом деле Министерство финансов оставляет за собой.
Ожидать, что завтра же, согласно концепции, в российской финансовой системе будет осуществлена "долговая" революция, конечно же, не приходится. Полномочия и обязанности, "нарезанные" Минфином в том числе и для вышестоящих властных структур, должны обрести под собой правовую базу. В частности, необходимо принять закон о государственном долге, внести множество дополнений и изменений в действующее законодательство. А этот процесс так или иначе должен пройти через Госдуму, в результате чего, как частенько уже бывало, от минфиновского проекта могут остаться только рожки да ножки. Как было заявлено на вчерашнем заседании, для реализации концепции потребуется 2-3 года.
Многие аналитики, в том числе и выходцы из Минфина, считают, что эта мера безнадежно запоздала. Подобную систему, которая осуществляла бы контроль за практикой заимствований, обслуживанием госдолга, нужно было строить с началом рыночных реформ. К тому же и нынешнее правительство не полностью избавилось от пагубной привычки залезать в долги без крайней надобности. Характерная деталь: одобрив концепцию управления госдолгом, правительство перешло к обсуждению вопроса, брать или не брать кредиты у ВБ.