Вчера Федеральная энергетическая комиссия приняла поистине соломоново решение. Стоимость прокачки газа по трубопроводной системе "Газпрома" будет увеличена для компаний, не связанных с монополией. Однако расплачиваться придется не независимым производителям, а оптовым покупателям газа. Нефтяники и представители "Газпрома" остались очень недовольны таким решением ФЭК.
Тариф на услуги по транспортировке газа для независимых производителей с 1 марта 2002 года будет повышен на 20% и составит 12 руб. за перемещение 1 тыс. кубометров сырья на расстояние в тысячу километров. Речь идет о прокачке сырья внутри страны и его поставке в Белоруссию. Экспортный тариф останется тем же - 0,8 долл. При этом глава энергетической комиссии Георгий Кутовой озвучил революционное по своей сути новшество: транспортная составляющая не должна включаться в цену независимых поставщиков газа. Иными словами, оптовые покупатели голубого топлива должны будут платить за газ, приобретаемый у независимых производителей, в два кармана. По словам Георгия Кутового, деньги за транспортировку должен получать непосредственно "Газпром", а задачей нефтяников и прочих производителей газа станет поиск покупателя, который согласится платить по их ценам, и доставка топлива до магистральной трубы.
Сегодня независимые производители добывают примерно 12% общего объема газа в России. Только попутного нефтяного газа добывается ежегодно около 30 млрд. кубометров. Часть сжигается в факелах, часть закачивается обратно в землю, часть очищается и либо закачивается в Единую газовую систему России, либо используется самими нефтяниками для производства электроэнергии. Как заявили на правлении ФЭК представители нефтяной компании "ЛУКОЙЛ", при повышении цены на транспортировку нефтяникам станет вообще невыгодно поставлять газ в трубу "Газпрома". Ведь для нефтяников себестоимость его производства составляет 600-700 руб. за тысячу кубометров, тогда как средняя оптовая цена находится на уровне 415 руб. При тарифах, которые действуют сейчас, независимые производители не могут поставлять газ на расстояние, превышающее 200-250 км: просто не находится покупателя. А представители "Роснефти" заявили, что логичнее было бы создать экономические стимулы для того, чтобы такой газ выкупал у нефтяников "Газпром" по цене, которая обеспечивала бы хоть какую-то рентабельность. "Газпром" же считает, что увеличивать надо в первую очередь тарифы на сам газ. А он сегодня является единственным видом топлива, устраивающим по цене всех потребителей. Особое же недовольство монополистов вызвало решение ФЭК не повышать цены на экспортную транспортировку газа. Правда, Георгий Кутовой полагает, что беспокоиться "Газпрому" не о чем: "со своими объемами и ценами нефтяники до Европы не дотянут". А вот к методике расчета газовых тарифов ФЭК собирается вернуться в мае этого года.
Опрошенные "НГ" представители инвестиционных компаний отнеслись к решению ФЭК весьма благожелательно. Как отметил главный аналитик ИК "Проспект" Дмитрий Дружинин, "теперь транспортная составляющая станет более прозрачной, а возможностей для комбинаций с ценами на газ будет значительно меньше". По его словам, с точки зрения потребителей, решение ФЭК тоже позитивно, ведь теперь они будут знать, сколько стоит транспортировка, и смогут сами выбирать себе продавца.
Отметим также, что региональные газораспределительные организации уже много лет являются самым слабым звеном в российской системе газоснабжения. "Минимонополисты", как черные дыры, засасывают деньги, которые конечные потребители платят за газ, но дальше этого зачастую не идут. Во многих регионах сети газораспределительных предприятий находятся в плачевном состоянии, но ремонт не производится по причине "бедности". Причем попытки "Газпрома" "поглотить" областные газоснабжающие организации или создавать совместные с региональными властями предприятия существенно это положение не улучшили.