Вчера состоялся очередной разговор "нефтяных генералов" "о житье-бытье" с премьер-министром Михаилом Касьяновым. Главная тема разговора осталась прежней - нефтяники постепенно теряют свои доходы.
"Мало того что сократился экспорт, - заявил корреспонденту "НГ" перед совещанием представитель нефтяников. - С окончанием отопительного сезона резко сократится потребление на внутреннем рынке. Надеяться на то, что мировые цены на нефть быстро пойдут вверх, тоже не приходится - США уже пополнили свои стратегические запасы, и специалисты прогнозируют сокращение спроса". Пока термин "кризис перепроизводства" представители нефтяных компаний стараются не употреблять, но, как говорится, дух его уже витает над отраслью, которая для России является бюджетообразующей.
Чем может помочь нефтяникам родное правительство? Возможности влиять на мировую конъюнктуру у России более чем скромны и сводятся в основном к тому, чтобы совместно с ОПЕК и другими странами - экспортерами нефти сокращать ее поставки на мировой рынок. Если последовательно идти по этому пути, то при условии, что и все заинтересованные стороны будут придерживаться установленных квот, некоторых успехов можно добиться. Некоторые страны ОПЕК, в частности Венесуэла, предлагают пойти на еще большее сокращение экспорта, если к 15 марта 2002 года (на эту дату в Вене намечается встреча министров нефти стран ОПЕК) цена на нефть не приблизится к 22 долл. за баррель.
Однако настроения у российских нефтяных генералов иные. Многие давно высказываются за то, чтобы во втором квартале уже с 1 апреля отменить ограничения на экспорт, принятые под давлением ОПЕК. "Снижение экспорта губительно для российских нефтяников, - это мнение представителя крупной нефтяной компании, попросившего не называть его имени. - У нас уже избыток около 20 млн. тонн нефти на внутреннем рынке. Причем на "серый" экспорт, как оказалось, рассчитывать не приходится. Мощности по переработке сырья в странах бывшего СССР не резиновые. Та же Украина, заявившая о готовности увеличить переработку российской нефти на 10 млн. тонн, испытывает свои финансовые сложности". По его словам, нефтяные компании, которые планировали увеличение добычи, вынуждены сейчас перекраивать свои инвестиционные программы. Некоторые уже приняли решение значительно сократить объемы буровых работ. Другие компании закрывают действующие скважины. Результат всего этого станет вполне ощутимым через год-два, когда добыча нефти в России существенно сократится. В разговорах о снижении экспорта нефти, по мнению собеседника "НГ", больше политических интриг и спекуляций, чем экономического смысла.
Ясно, что нефтяники всеми силами убеждали правительство в необходимости отказаться от дальнейших обязательств перед ОПЕК по сокращению экспорта. Российские компании готовы жертвовать определенным снижением мировых цен в надежде компенсировать потерю объемами поставок. Хотя эта надежда тоже весьма призрачна и может привести к новым "нефтяным войнам", из которых Россия вряд ли выйдет победительницей. Тем не менее нажим на кабинет министров будет мощный. И Касьянов уже подготовил почву для "отхода". Будучи с визитом в США, он заявлял о том, что Россия свободна от каких-либо обязательств перед ОПЕК. То есть "политические мосты" для отступления не сожжены, чем и может воспользоваться Касьянов.
Что касается внутреннего рынка, то увеличить потребление нефтепродуктов постановлением правительства и даже указами президента невозможно. И нефтяники это хорошо понимают. Но есть и решаемые проблемы. Скажем, с большой настороженностью в нефтяных кругах встретили заявления заместителя министра экономического развития и торговли Аркадия Дворковича о необходимости увеличить налогообложение сырьевых отраслей, в том числе и ТЭК. Замминистра обосновывает это диспропорциями в структуре инвестиций - дескать, подавляющая их часть утекает в ТЭК и транспортную отрасль. При усилении налогового пресса, как надеется Дворкович, капвложения перетекут в другие отрасли. Можно представить себе, под каким "прессом" всего нефтяного лобби окажется МЭРТ, если решится на реализацию предложения Дворковича.
Вчерашнее совещание не могло решить все затронутые проблемы. Это будет решаться в Белом доме или в Кремле. В любом случае власть отмахнуться от требований нефтяников пока не может. Нефть для России - больше чем энергоноситель. Это "живая вода" бюджета.