Вчера в Государственной Думе первый заместитель председателя Центрального банка России Татьяна Парамонова предприняла очередную попытку отстоять статус своего учреждения, независимость которого не дает покоя депутатам. В своем выступлении замглавы ЦБ попыталась донести до парламентариев одну простую мысль: предлагаемые поправки в Закон "О Центробанке" не соответствуют международным принципам деятельности центральных банков, а также Конституции РФ и профессиональным принципам банковского дела и в случае принятия они принесут вред не только деятельности ЦБ РФ, но и всей стране.
Напомним, что на Охотном Ряду ведут долгую позиционную борьбу с Виктором Геращенко, чтобы внести поправки в действующий закон о ЦБ. Хотя если учесть, что этот закон содержит 95 статей, а депутаты предлагают внести поправки в 60 из них, то такая масштабная коррекция дает основания говорить о том, что документ будет фактически заново переписан.
Основные разногласия при подготовке законопроекта вызвал вопрос о независимости Банка России. По мнению Парамоновой, ЦБ должен быть госучреждением с особым статусом, как во всех развитых странах, где главные банки независимы. Принципиальным является и расхождение позиций, связанных с основными направлениями денежно-кредитной политики и системы управления банком. Новая редакция закона предполагает существенное расширение функций Национального банковского совета, что, по мнению Парамоновой, неверно с международной точки зрения и делает Центробанк зависимым: "Не существует стран, где два органа управляют одним Центробанком". Она высказала мнение, что ситуация, когда важные решения, касающиеся деятельности Банка России, будут приниматься людьми, не работающими на постоянной основе с ЦБ РФ, является опасной: принять законопроект во втором чтении легко, однако "обратно выйти - тяжелее".
Но депутатов не пугает "тяжелый обратный путь" - контролировать ЦБ хочется больше. Глава бюджетного комитета Госдумы Александр Жуков подчеркнул, что главная идея принятия новой редакции закона - придать деятельности Банка России прозрачность, не затрагивая его конституционных полномочий. Депутаты, по его словам, выступают за контроль над расходами ЦБ. Это необходимо в связи с тем, что 50% его прибыли направляется в федеральный бюджет. Жуков также полагает, что статус Национального банковского совета должен быть изменен. В частности, именно НБС должен утверждать годовой отчет ЦБ и сметы его административных расходов. При этом в состав НБС должны входить представители как исполнительной, так и законодательной власти.
Но, видимо, среди депутатов тоже нет единства. Татьяну Парамонову поддержал заместитель председателя банковского комитета Госдумы Павел Медведев. Он расценил подготовленный ко второму чтению законопроект как "неприличный", ибо он противоречит действующему законодательству и "грубо нарушает независимость Центробанка". Такая позиция Медведева говорит о том, что и в самом Комитете по кредитным организациям наметился некоторый раскол, поскольку председатель этого думского подразделения Александр Шохин является одним из самых активных инициаторов принятия новой редакции закона о ЦБ и непримиримым оппонентом Виктора Геращенко.
Видимо, Парамонова со своей задачей справилась. Если раньше планировалось, что поправки к закону о ЦБ будут рассмотрены 6 марта, то сейчас этот вопрос скорее всего будет отложен. Пока в Думе ждут "со дня на день поправки правительства", и, возможно, они поступят до конца этой недели.