0
745
Газета Экономика Интернет-версия

19.02.2002 00:00:00

Губернские деньги готовы сбежать от Геращенко

Тэги: цб, буджетный кодекс


Продолжают накаляться страсти вокруг законопроектов по внесению поправок в Бюджетный кодекс, которые, если будут приняты, разрушат фактическую монополию Центробанка РФ на обслуживание счетов субъектов Федерации и откроют доступ к этому сектору коммерческих банков. Вчера в Госдуме состоялось совещание, на котором присутствовали представители всех заинтересованных сторон - от ЦБ до администраций регионов. К единому мнению присутствовавшие, естественно, так и не пришли.

Напомним, что сейчас в Госдуму представлены три законопроекта по внесению поправок в Бюджетный кодекс. Один из них рожден в нижней палате командой, в которую вошли депутаты Владимир Лысенко, Иван Никитчук, Сергей Шашурин и Валерий Рязанский. Еще два проекта поступили от региональных Законодательных собраний, но, как пояснили нам в аппарате одного из думских комитетов, выглядят они как близнецы-братья, то есть противоречий между ними нет. Суть предложений в основном сводится к изменению редакции ст. 156 Бюджетного кодекса, которая закрепляет за ЦБ право обслуживать бюджетные счета субъектов РФ. Авторы законопроекта считают такое положение несправедливым и требуют лишить этого права Центробанк и допустить к бюджетным деньгам регионов коммерческие банки, в капитале которых более 50% принадлежит региональной исполнительной власти.

"Эта проблема имеет как экономический, так и технический аспект, - сказал корреспонденту "НГ" по окончании совещания председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Жуков. - Экономический заключается в том, что регионы в принципе самостоятельно распоряжаются своим бюджетом. При этом Бюджетный кодекс содержит норму, которая предписывает им исполнять бюджет через ЦБ и его отделения. Но в некоторых случаях разрешается использовать и коммерческие банки, к примеру, там, где нет отделений ЦБ. А технический аспект заключается в том, что в ряде регионов - в основном в крупных городах - число операций доходит до 20 тысяч в день и ЦБ технически не в состоянии обслужить такую массу. Поэтому волей-неволей приходится привлекать коммерческие банки".

Казалось бы, если есть "узкие" места, почему бы и не расшить их, тем более что представители регионов в основном поддерживают эту идею. "Проблема заключается в том, что законопроект пока противоречит сразу двум действующим законам - о защите конкуренции на рынке финансовых услуг и об антимонопольной деятельности, - поясняет Александр Жуков. - В частности, последний требует, чтобы финансовые организации, привлекающиеся для обслуживания бюджетных счетов регионов, обязательно отбирались на конкурсной основе. Авторы законопроекта хотят, чтобы назначался банк, в котором более 50% принадлежит субъекту Федерации или муниципальному образованию, но в этом случае нарушается принцип конкурсного отбора".

Более того, действующий закон требует, чтобы банк не был аффилирован с тем субъектом, бюджет которого обслуживает. "А если более 50% капитала этого банка принадлежит субъекту, то аффилированность налицо", - считает Александр Жуков.

По его словам, в ходе совещания против поправок выступает не только ЦБ, но и Минфин. "Их беспокоит то, - сказал Александр Жуков, - что в случае принятия поправок остатки на счетах региональных бюджетов - а они могут быть достаточно большими, оказавшись вне Центробанка, - будут создавать последнему большие трудности в регулировании макроэкономических процессов". Имеется в виду, что эти остатки могут уйти, скажем, на валютный рынок и пошатнуть его стабильность.

Понятно, что как и любой монополист Центробанк будет до конца противиться урезанию как своих полномочий, так и "губернских денег". Однако обстановка складывается явно не в его пользу. Нет сомнений, что и Совет Федерации поддержит начинание депутатов нижней палаты, регионы тоже, как показало вчерашнее совещание, хотели бы освободиться от "ига ЦБ". Но есть один большой вопрос: удастся ли авторам законопроекта привести его в соответствие (а именно такая задача поставлена им по итогам вчерашнего совещания) с требованиями действующего законодательства? Ведь предлагаемые поправки и действующие статьи - это разновекторные нормы, которые предлагается направить в одно русло. "Я думаю, это будет непросто", - считает Александр Жуков.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
554
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2278
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1498
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1126

Другие новости