Продолжают накаляться страсти вокруг законопроектов по внесению поправок в Бюджетный кодекс, которые, если будут приняты, разрушат фактическую монополию Центробанка РФ на обслуживание счетов субъектов Федерации и откроют доступ к этому сектору коммерческих банков. Вчера в Госдуме состоялось совещание, на котором присутствовали представители всех заинтересованных сторон - от ЦБ до администраций регионов. К единому мнению присутствовавшие, естественно, так и не пришли.
Напомним, что сейчас в Госдуму представлены три законопроекта по внесению поправок в Бюджетный кодекс. Один из них рожден в нижней палате командой, в которую вошли депутаты Владимир Лысенко, Иван Никитчук, Сергей Шашурин и Валерий Рязанский. Еще два проекта поступили от региональных Законодательных собраний, но, как пояснили нам в аппарате одного из думских комитетов, выглядят они как близнецы-братья, то есть противоречий между ними нет. Суть предложений в основном сводится к изменению редакции ст. 156 Бюджетного кодекса, которая закрепляет за ЦБ право обслуживать бюджетные счета субъектов РФ. Авторы законопроекта считают такое положение несправедливым и требуют лишить этого права Центробанк и допустить к бюджетным деньгам регионов коммерческие банки, в капитале которых более 50% принадлежит региональной исполнительной власти.
"Эта проблема имеет как экономический, так и технический аспект, - сказал корреспонденту "НГ" по окончании совещания председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Жуков. - Экономический заключается в том, что регионы в принципе самостоятельно распоряжаются своим бюджетом. При этом Бюджетный кодекс содержит норму, которая предписывает им исполнять бюджет через ЦБ и его отделения. Но в некоторых случаях разрешается использовать и коммерческие банки, к примеру, там, где нет отделений ЦБ. А технический аспект заключается в том, что в ряде регионов - в основном в крупных городах - число операций доходит до 20 тысяч в день и ЦБ технически не в состоянии обслужить такую массу. Поэтому волей-неволей приходится привлекать коммерческие банки".
Казалось бы, если есть "узкие" места, почему бы и не расшить их, тем более что представители регионов в основном поддерживают эту идею. "Проблема заключается в том, что законопроект пока противоречит сразу двум действующим законам - о защите конкуренции на рынке финансовых услуг и об антимонопольной деятельности, - поясняет Александр Жуков. - В частности, последний требует, чтобы финансовые организации, привлекающиеся для обслуживания бюджетных счетов регионов, обязательно отбирались на конкурсной основе. Авторы законопроекта хотят, чтобы назначался банк, в котором более 50% принадлежит субъекту Федерации или муниципальному образованию, но в этом случае нарушается принцип конкурсного отбора".
Более того, действующий закон требует, чтобы банк не был аффилирован с тем субъектом, бюджет которого обслуживает. "А если более 50% капитала этого банка принадлежит субъекту, то аффилированность налицо", - считает Александр Жуков.
По его словам, в ходе совещания против поправок выступает не только ЦБ, но и Минфин. "Их беспокоит то, - сказал Александр Жуков, - что в случае принятия поправок остатки на счетах региональных бюджетов - а они могут быть достаточно большими, оказавшись вне Центробанка, - будут создавать последнему большие трудности в регулировании макроэкономических процессов". Имеется в виду, что эти остатки могут уйти, скажем, на валютный рынок и пошатнуть его стабильность.
Понятно, что как и любой монополист Центробанк будет до конца противиться урезанию как своих полномочий, так и "губернских денег". Однако обстановка складывается явно не в его пользу. Нет сомнений, что и Совет Федерации поддержит начинание депутатов нижней палаты, регионы тоже, как показало вчерашнее совещание, хотели бы освободиться от "ига ЦБ". Но есть один большой вопрос: удастся ли авторам законопроекта привести его в соответствие (а именно такая задача поставлена им по итогам вчерашнего совещания) с требованиями действующего законодательства? Ведь предлагаемые поправки и действующие статьи - это разновекторные нормы, которые предлагается направить в одно русло. "Я думаю, это будет непросто", - считает Александр Жуков.