В ближайшее время Государственная Дума должна рассмотреть поправки в Налоговый кодекс, меняющие механизм возврата экспортерам налога на добавленную стоимость (НДС). Эта, казалось бы, очень специфическая тема имеет огромное значение как для российских компаний - участников внешнеэкономической деятельности, вынужденных проходить все бюрократические круги в попытках вернуть причитающиеся им по закону деньги, так и для бюджета страны, потери которого из-за несовершенства законодательства исчисляются десятками миллиардов рублей. Как уравновесить их интересы, и должны вскоре решить в нижней палате парламента.
НДС, один из самых собираемых налогов, ставка которого сейчас составляет 20%, возмещается государством при экспорте товара за рубеж. Такой механизм существует во всех развитых странах мира. Однако наш бюджет от этой схемы пока несет только одни потери. "Размеры возмещения из бюджета на выплату НДС экспортерам растут в геометрической прогрессии", - подчеркивает зампред бюджетного комитета Думы Михаил Задорнов. Предварительные данные налоговой службы показывают, что по итогам прошлого года экспортерам было возвращено 214 млрд. руб., а в бюджете было заложено 92 млрд. руб. "Это уже не ошибка, а двукратное расхождение запланированной и фактической величин", - отмечает депутат. В условиях прошлогоднего снижения объемов экспорта (на 2,3%) по сравнению с 2000 годом такое существенное расхождение выглядит еще более удивительно. По данным статистики, сумма возвращаемого НДС в несколько раз превышает его поступление в государственный бюджет. Михаил Задорнов считает, что рост возврата НДС частично связан с ростом лжеэкспорта.
Существует несколько схем лжеэкспорта, благодаря которым компании незаконно получают от государства НДС, который они на самом деле в бюджет не вносили. Бизнес-структура может просто-напросто завысить стоимость товара, увеличив сумму возмещаемого НДС, либо предоставить в налоговые органы поддельные документы или одни и те же документы, но в разные налоговые инспекции. А могут просто создавать фирмы-однодневки, которые, получив требуемое бюджетное возмещение, исчезают навсегда.
Наряду с другими поправками в Налоговый кодекс депутаты предлагают продлить срок проверки экспортных поставок МНС с 3 до 6 месяцев. "Наша задача, - говорит Задорнов, - максимально подробно прописать порядок возврата НДС в законе прямого действия - Налоговом кодексе. Важно, чтобы подробная процедура возврата НДС, с одной стороны, максимально отсекала лжеэкспортеров, с другой - гарантировала нормальному экспортеру беспроблемное возмещение НДС без необходимости обивать пороги министерств и ведомств за взятки".
Однако поиск этой золотой середины в определении новых механизмов оказался не такой простой задачей. Все больше депутатов и аналитиков склоняются к тому, что поправки в НК не уничтожат лжеэкспорт, а проблему колоссальных потерь бюджетных средств при возврате НДС не решить без административных мер. "Министерство юстиции как основной регистрирующий орган и налоговая служба должны бороться с прямым нарушением законодательства, с фирмами-однодневками, реализующими схемы лжеэкспорта", - говорит Задорнов.
С деятельностью фирм-однодневок связан не только лжеэкспорт, но и другие экономические преступления - незаконный вывоз капитала, легализация грязных денег, контрабанда, уход от налогообложения. Обнаружить реальных владельцев таких фирм довольно сложно, поскольку они регистрируются на утерянные паспорта или на уже умерших людей. По данным ФСНП, из всех зарегистрированных в России юридических лиц регулярно представляют отчеты в налоговые органы немногим более половины. Между тем надежда на подвижки в этом вопросе также есть. Возможно, уже в конце февраля - начале марта думский комитет по законодательству рассмотрит законопроект о внесении изменений в Уголовный кодекс, который ужесточит наказание за незаконное предпринимательство.
Между тем проблема сокращения бюджетных потерь от лжеэкспорта гораздо шире, чем реформирование основ налогового и даже уголовного законодательства. И аналитики, и эксперты едины во мнении, что реализация незаконных экспортных схем была бы невозможна без вовлеченности в этот процесс представителей соответствующих государственных органов. Как считают директор по стратегическому планированию компании "Современные бизнес-технологии" Михаил Хазин и исполнительный директор Ассоциации налогового права Александр Бутурлин, деятельность по борьбе c лжеэкспортом должна сопровождаться не только реформированием законодательства, но и совершенствованием работы таможенных и налоговых органов.