Законы, как и люди, стареют. И их по мере необходимости приходится подновлять, что вполне естественно. Однако большинство продукции, которая сходит с конвейера российской законодательной власти, стареет еще, если можно так выразиться, в грудничковом возрасте. Характерный пример - Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности". Он вступил в силу 11 февраля 2002 года, а не далее чем в пятницу Госдума приняла сразу в трех чтениях поправку к нему.
Напомним читателю, что принятие названного закона было встречено деловыми кругами чуть ли не с восторгом. Как же - он сократил число лицензируемых видов деятельности с 4000 до 120 (более чем в 30 раз!), серьезно урезал полномочия контролирующих органов и т.п. Но не прошло и четырех дней, как стало очевидным, что закон нужно править, причем в экстренном порядке. Депутаты, идя навстречу пожеланиям корпуса предпринимателей, не учли, что отдельные "революционные меры" приведут в ужас не только некоторые госструктуры, но и самих предпринимателей.
Именно так случилось с арбитражными управляющими, которых освободили от тяжкого бремени лицензирования. Первой тревогу забила Федеральная служба финансового оздоровления (ФСФО). Ее специалисты трезво рассудили, что теперь арбитражным управляющим на банкротящееся предприятие можно назначать фактически любого человека "с улицы". И в его распоряжение поступают огромнейшие ценности, он получает большие полномочия. Здесь нужен не только высочайший профессионализм, но и не менее высокая ответственность со стороны назначаемого управляющего. Правовые процедуры и механизмы банкротства на сегодняшний день в России и так "разболтаны" без меры, а потому отмена лицензирования деятельности арбитражных управляющих вообще грозит разрушением всей системы финансового оздоровления. Чтобы в полной мере оценить масштаб проблемы, напомним, что только в 2001 году в России признано банкротами 15 тыс. предприятий. Сейчас в производстве находится еще около 26 тыс. дел, 120 из которых заведены на градообразующие предприятия.
Без восторгов воспринял "свободу" от лицензирования и сам корпус арбитражных управляющих, так как эта свобода фактически разрушала их узкий корпоративный круг, открывала доступ к их деятельности не только профессионалам без лицензий, но и преступным элементам. Раздолье открылось также для коррупции.
Инициатором "заднего хода" стал депутат Госдумы Александр Яшин. Поправка к закону звучит так: "Лицензирование деятельности арбитражных управляющих прекращается по истечении одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона". То есть суть новшества состоит не в том, чтобы вернуть арбитражных управляющих в категорию обязанных лицензировать свою деятельность, а просто продлить им лицензии на год. Почему именно такой вариант? Авторы поправки надеются, что проблема решится с принятием новой редакции закона о несостоятельности (банкротстве), над проектом которого сейчас идет работа. Именно в этом законе предполагается детально прописать все процедуры назначения арбитражных управляющих, их статус и прочее.
Но оппоненты депутата Яшина и его команды решили, что продлевать лицензии на год - это многовато, и урезали срок до 1 июля 2002 года. И, оказавшись в большинстве, провели свое решение. Теперь если к 1 июля закон о банкротстве в новой редакции не будет принят - а такой вариант вполне вероятен, - то законодателям придется принимать "поправку к поправке", чтобы еще раз продлить срок действия лицензий. Как говорится, сами себе проблемы создаем, сами их и решаем.
Кстати, некоторые аналитики из аппарата Госдумы считают, что это лишь цветочки. А ягодки в виде новых обнаруженных прорех в законе о лицензировании еще впереди. На законодательном конвейере, увы, нет надежного ОТК, который вовремя возвращал бы назад бракованную продукцию.