- Борис Григорьевич, в одном из недавних интервью вы сказали, что поддерживаете политику нового руководства "Газпрома", но надо действовать еще жестче. Что значит еще жестче?
- На сегодняшний день мы видим, что есть подвижки по "Газэкспорту", кое-какие данные уже опубликованы. Наконец-то идет расследование по "СИБУРу"...
- Ну да, двое уже сидят, как действовать еще жестче?
- Официально заявляю, что я против любых арестов по таким экономическим делам. Это всегда выглядит как заказные дела. Давайте доводить до суда и только после этого наказывать! Но не надо арестовывать. Я за то, что, может быть, и не надо никого сажать, но нужно все выяснить до конца: как выводили, что выводили, куда деньги делись и так далее...
Действовать еще жестче означает, что нам надо расследовать не только эти вопросы. Мы что, со "Стройтрансгазом" разобрались? Или, например, в "Газпроме" насчитали более ста непрофильных "дочек", и что? Или взять хотя бы "МОСТ-медиа"... Мы что, уже все точки расставили? Кто в "Газпроме" принял решение о "закачивании" сотен миллионов долларов в медийную компанию непонятно с какими целями? Кто за это ответит? Разве это не надо расследовать?
Кроме того, "Газпром" принял участие в нескольких банках. А зачем? Кто принимал эти решения? Кто тратил деньги "Газпрома" на строительство всяких гостиниц, поселков, покупку самолетов и много чего еще?
Я хотел бы, чтобы по этим и другим подобным направлениям велась спокойная работа, без психоза. Если уж государство решило навести порядок - надо все проверить. И то, в частности, почему раньше все закрывали глаза на происходящее в "Газпроме". Что, в компании не было совета директоров, а в нем не было членов правительства? И на личные доходы всех этих людей надо посмотреть. Если выяснится, что, например, некоторые члены правления "Газпрома" за всю жизнь получили 15 тысяч долларов (номинальные зарплаты были очень небольшие), а собственности у них на десятки миллионов долларов... У вас нет вопросов? У меня есть - как у бывшего налогового инспектора.
Пока что мы видим только некоторые шаги по некоторым конкретным направлениям. С трудом, с разворотами, с отсрочкой, но уже произошли подвижки по "СИБУРу" и "Пургазу". Конечно, принципиально эти вопросы не решены. Но тем не менее мы увидели, что есть конкретные шаги, есть внутренняя программа по непрофильным активам - приняли решение, что от них нужно освобождаться и сколько может пойти на продажу. Это все позитивно. Но вот, я думаю, что только один вопрос "Газэкспорта" стоит полмиллиарда или миллиард в год. Экспорт - это то, где легче "снять" свой процент. Польские, венгерские, болгарские компании покупают газ по одной цене, а продают по другой, где-то "срезается" несколько долларов постоянно. Это абсолютно реальные деньги.
- Какие шаги менеджменту "Газпрома" необходимо сделать в самое ближайшее время?
- Бороться за тарифы, обосновывать перед правительством их повышение. А то оно, с одной стороны, вроде как и контролирует компанию, но, если честно, с другой стороны, тот же самый "Газпром" гробит. Если у всех естественных монополий цены последние два года повышают, а тарифы на газ держат, то получается, что "Газпром" субсидирует и РАО "ЕЭС", и всю остальную экономику. Либо мы должны сделать компанию министерством и все вернуть государству (такой вариант тоже возможен), либо давайте это все-таки будет компания - с государственным участием, но построенная на коммерческих основах. И в этом смысле Миллер должен действовать более эффективно: продать непрофильные активы, повысить производительность, уволить кого-то. Если продолжать теперешнюю политику и снижать инфляцию за счет тарифов "Газпрома", то ни к чему хорошему это не приведет.
- Как вы прогнозируете развитие ситуации по "СИБУРу"?
- По "СИБУРу" вопрос, как я его понимаю, заключается в следующем. Есть компания, ей дали кучу денег, но при ближайшем рассмотрении выяснилось, что активы этой компании на самом деле ей не принадлежат. Что предложил Миллер: мы согласны реструктурировать всю эту задолженность перед "Газпромом" и дальше поддерживать создание компании, но при условии, что эта задолженность будет обеспечена реальными активами, которые, как все считали, были в "СИБУРе". Это несколько десятков предприятий, которые, как выяснилось, реально контролировались не "СИБУРом", а лично Голдовским, Шереметом и компанией. Конечно, аресты не показатель виновности человека - у нас этим порой злоупотребляют. Но совершенно очевидно, что если не довести дело до конца, то "СИБУРа" нет. Если они не могут вернуть активы, то нужно его закрывать, и это уже скандальная ситуация.
Не знаю, как они справятся с "СИБУРом". Нужны человеческие кадры, гораздо больший анализ, надо было государственные органы привлекать - не только Генпрокуратуру, но и налоговые органы, которые могут раскрыть финансовую подоплеку. В "СИБУР" нужно сажать команду из десятка человек, которые смогут эту компанию взять в руки и постепенно наладить ее работу.
Но сейчас людей мало и в самом "Газпроме", и где они возьмут еще десяток знающих специалистов для "СИБУРа" как отдельного проекта? Это не очень просто.
Вообще проблема нынешней власти в том, что на важные посты назначаются люди не очень подготовленные, и зачастую это означает, что у них уйдет год-два на раскачку.
- И все-таки о первоочередных шагах руководства "Газпрома"...
- Я считаю, что нам не нужно сейчас чрезмерно травмировать менеджмент.
Не все просто и с правительством: есть члены кабинета министров, которые близки к старому руководству и отнюдь не являются сторонниками нового. Есть люди, которым, напротив, не терпится "реформы" начать: еще до того, как в компании навели порядок, взять и разбазарить ее. Кроме того, есть проблема нехватки кадров и опыта.
До многого просто руки не дошли. Есть, например, в Лондоне компания, которая занималась торговлей металлами с "Газпромом". Ее еще и не начинали проверять, а ведь это тоже деньги крупные.
Но вот, например, вопрос о либерализации рынка акций "Газпрома" сам собой затих. Где указ президента? С декабря лежит на подписи. Этот вопрос не стоит выеденного яйца, но он может помочь компании, ее капитализации уже сегодня. Цены на акции сразу же вырастут на 10-20%. Но ничего не происходит, все молчат.
Кроме того, я думаю, что уже в этом году Миллеру нужно создавать комиссию по реструктуризации. Нужно объявить, что реструктуризация нужна, но не раньше, чем через два-три года, а для подготовки мы уже сейчас создаем комиссию из ведущих специалистов и нанимаем консультантов. Нужно, чтобы не повторилась ситуация Чубайса, когда обсуждение началось уже после того, как он объявил о реструктуризации. Мы должны потратить этот и следующий год на консультации, круглые столы, встречи с акционерами и инвесторами, чтобы пар вышел до того, как будут приниматься решения.
- Существует ли в самом "Газпроме" напряжение по линии старая команда - новая команда?
- Уже нет. Сейчас уже нет.