Возможно, уже в конце февраля правительственный законопроект "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" будет внесен в Государственную Думу. Межведомственная комиссия при Минсельхозе выработала свою позицию по большинству концептуальных и наиболее спорных положений будущего закона, предложив довольно либеральные механизмы регулирования оборота земель сельхозназначения. Но эта позиция вряд ли придется по нраву не только депутатам из левых фракций, но даже и центристам.
Первое из положений правительства касается квалификационных требований к будущему владельцу. При приобретении земли в собственность они не нужны. Будущий собственник земли может не иметь ни специального сельхозобразования, ни опыта работы на земле. Случаев покупки дипломов самых различных учебных заведений уже и так хватает, и члены комиссии справедливо считают, что требовать подобные данные - только создавать еще один способ для наживы и без того коррумпированных чиновников.
Идя навстречу пожеланиям многих общественных организаций, а также фермеров межведомственная комиссия предложила закрепить существующий порядок аренды паев без закрепления их на местности. Первоначальная концепция правительства это запрещала.
Но самая либеральная, но оттого и еще более спорная норма, которая, видимо, появится в правительственном варианте закона, касается покупки земли нерезидентами. Напомним, что не так давно принятый Земельный кодекс позволяет покупать иностранцам землю под принадлежащими им предприятиями, однако не на всей территории страны: покупка исключается, в частности, в приграничных зонах. Эта модель, как рассказал "НГ" один из членов межведомственной комиссии, вновь появилась в проекте закона "Об обороте земель сельхозназначения". Скорее всего правительственный вариант будет содержать разрешение на приобретение сельхозугодий нерезидентами, а указ президента - запрещать им приобретать земли в собственность на отдельных территориях. Между тем некоторые экономисты считают, что, разрешая юридическим лицам приобретать землю в собственность, закон уже открывает ворота иностранцам. Евгения Серова, руководитель аналитического центра "Агропродовольственная экономика" Института экономики переходного периода, например, уверена, что когда разрешена собственность юридического лица на землю, вне зависимости от того, что будет записано в законе, - вопрос о собственности иностранцев на землю - вопрос решенный. В правительственном варианте, говорит экономист, есть попытка прописать контроль за аффилированностью, но даже в развитых правовых системах это проследить не удается. Экономическое и юридическое обоснования права иностранцев на землю при обсуждении этого вопроса имеют вторичное значение: уже сейчас можно предполагать, учитывая политическое значение этой проблемы, что для депутатов разных фракций предложение правительства о свободной покупке земли иностранцами будет подобно бомбе, разорвавшейся в стенах Думы.
Впрочем, эта статья правительственного законопроекта, если она не исчезнет до внесения документа в Думу, расширяет кабинету министров поле для дальнейших действий. С высокой степенью вероятности можно прогнозировать, что именно эта норма станет предметом острейшей критики депутатов из самых различных фракций. Между тем решение остальных спорных вопросов - таких, например, как наказание собственника за неэффективное использование земельного участка или норма о максимальном размере землевладения, в которых также наблюдается существенное расхождение в позициях, пройдет менее болезненно для правительственного варианта. Кстати, как будут прописаны в нем эти положения, пока не очень понятно. Как рассказал "НГ" один из членов межведомственной рабочей группы, концептуального решения вопроса - ограничивать ли максимальный размер участка, а если ограничивать, то каким лимитом, пока нет. Однако эксперты склоняются к тому, что такие ограничения все-таки необходимы. По мнению Евгении Серовой, земля - неперемещаемый ресурс, и если кто-то один владеет всей землей в районе, это означает, что никто другой сельским хозяйством заниматься не может. Как считает экономист, имеет смысл вводить эту норму не в закон "Об обороте сельхозземель", а устанавливать ограничение на владение землей в антимонопольное законодательстве.