Лесной кодекс России будет подвергнут основательной перекройке. Это стало очевидным после вчерашних парламентских слушаний в Госдуме, посвященных правовым и экономическим проблемам лесопользования. Редкий случай - необходимость внесения поправок и дополнений в лесное законодательство единодушно признают и депутаты, и госчиновники, и лесопромышленники. Расхождения, безусловно, имеются, однако по основным направлениям стороны нашли взаимопонимание.
Участники слушаний единодушны в том, что лесной потенциал России (на ее долю приходится 22% всех лесов мира) используется не по-хозяйски. Многие экономические показатели деятельности лесопромышленного комплекса (ЛПК) падают, что свидетельствует о неблагополучии в отрасли. Так, вывозка древесины лесозаготовителями в 2001 году составила 87,2 млн. плот. кубометров (на 2,2% ниже показателя 2000 года), деловой древесины - 77,7 млн. плот. кубометров (снижение - 2,4%), а производство пиломатериалов и вообще сократилось за год на 4,2%.
И этот процесс характерен не только для 2001 года. Исследования показывают, что за последние десять лет в России производство пиломатериалов сократилось более чем в 4 раза, древесных плит, целлюлозы, бумаги - в 2,5-3 раза. Есть и просто "провальные" сектора. Скажем, продукция стандартного деревянного домостроения сократилась в 43 раза, а производство технических видов бумаги и картона - в 20-50 раз. Заметим, что все это социально значимая продукция. Однако по ее потреблению на душу населения великая лесная держава Россия настолько отстала от развитых стран, что некоторые эксперты употребляют слово "навеки". Сравним: среднестатистический гражданин США потребляет бумаги и картона 347 кг в год, гражданин Финляндии - 321 кг, а россиянин - всего 24,1 кг. Уровень потребления пиломатериалов, производство которых не требует сложного оборудования, у нас в 6-7 раз ниже, чем в США, Канаде, Финляндии, фанеры - в десятки раз. При этом следует напомнить, что еще в конце 80-х годов Россия занимала второе место после США по объемам вывозки древесины, производству пиломатериалов и древесных плит.
Не оправдывают законных надежд и экспортные возможности страны. По-прежнему российский экспорт носит сырьевой характер. По данным вице-президента Союза лесопромышленников и экспортеров России Анатолия Скоробогатова, структура доходов от продажи лесопродукции за рубеж выглядит так: 39% прибыли дает кругляк и необработанная древесина, 20% - бумага, 16,7% - пиломатериалы, 12% - целлюлоза и 5,6% - фанера.
Что же мешает эффективно работать нашему ЛПК? По мнению председателя комитета по природным ресурсам и природопользованию Госдумы Александра Белякова, начинать надо с перестройки всей системы управления лесами. Федеральные структуры должны делегировать право распоряжаться лесными богатствами региональным властям. "Самые бедные сегодня - лесные регионы, - говорит Беляков. - Местные бюджеты не имеют ни копейки от этой деятельности, а потому нет и хозяйского отношения". При этом леса по-прежнему останутся в федеральной собственности, регионы лишь возьмут ее в управление. Удивительно, но на слушаниях не выразили протеста с такой постановкой вопроса представители Минприроды, которое владеет 96,3% земель лесного фонда.
Нет особых разногласий у заинтересованных сторон и в том, чтобы продлить сроки аренды пользователям до 25 или даже до 49 лет (это опыт Канады). Ныне действующий Лесной кодекс ограничивает аренду сроком в 5 лет, что ставит арендаторов и собственников в невыгодные условия. Предлагается также отменить таможенные пошлины на дорогие деревообрабатывающие комплексы, которые лесопромышленники везут из-за рубежа. Иначе, считает Беляков, не может быть и речи о техническом перевооружении ЛПК, о выходе его на мировые стандарты качества товаров из древесины. Здесь, правда, имеются оппоненты, которые выступают в защиту отечественных производителей деревообрабатывающей техники.
Есть и еще одна тяжелейшая проблема для ЛПК - это тарифы монополистов. Дело в том, что везти лес из Сибири хоть на восток, хоть на запад из-за постоянного повышения тарифов на перевозки становится невыгодным. Поэтому уже заметен "географический перекос" в лесозаготовках - рубятся леса в основном в Европейской части России, а там, где их наибольшее количество - в Сибири и на Дальнем Востоке, - лесопромышленники особой активности не проявляют. Но, похоже, пока ясного плана, как умерить аппетиты монополистов, ни у депутатов, ни у деловых кругов нет. По крайней мере конкретных предложений на сей счет вчера не прозвучало.
Многие требуют также ужесточить ответственность за самовольные рубки леса. По данным Минприроды, в 2001 году ущерб от таких вырубок составил 1,66 млрд. руб. Предлагается также разработать специальную программу строительства в лесных районах автомобильных дорог круглогодичного действия - без этого резко увеличить лесозаготовки невозможно.
Несмотря на внешнее согласие, противостояний по отдельным позициям не избежать - как заявил Александр Беляков, "в лесном вопросе слишком много политики".