Если бы скандала с банкротством американского энергоконцерна Enron не случилось, его стоило бы придумать. Возможно, в Америке "разбор полетов" аудиторских компаний и приведет к пересмотру стандартов их деятельности на государственном уровне. В России все может свестись к банальному переделу сфер влияния. Например, на посту аудитора "Газпрома" одну компанию может сменить другая, тоже входящая в пятерку мировых лидеров. Хотя это еще далеко не факт. Кроме того, PR-война с аудитором "Газпрома" наверняка усилит шансы бойцов за прозрачность газовой монополии снова войти в состав ее совета директоров.
Кампания по выборам в новый состав совета директоров "Газпрома" стартовала. По мнению аналитиков, одним из основных кандидатов на вылет является представитель миноритарных акционеров - управляющий директор Hermitage Capital Management Уильям Браудер. Поэтому неудивительно, что на днях он внес в повестку дня годового собрания акционеров газовой монополии вопрос о замене нынешнего аудитора компании PreicewaterhouseCoopers на Deloitte & Touche. Свое предложение Hermitage Capital Management мотивирует критической оценкой деятельности аудитора по проверке взаимоотношений "Газпрома" с компанией "Итера", а также общей переоценкой роли аудиторов, происходящей на фоне скандала вокруг американского концерна Enron. Напомним, что решение о том, менять или не менять аудитора, акционеры "Газпрома" примут 28 июня, когда и состоится годовое собрание компании.
Собственно, это уже второй заход Deloitte & Touche на ведение аудита газпромовской отчетности. Ровно год назад акционеры "Газпрома", имеющие в сумме более 10% акций газовой монополии, потребовали проведения независимой проверки компании за свой счет. Идея заключалась в том, чтобы провести полный аудит с иным аудитором - Deloitte &Touche вместо PreicewaterhouseCoopers. Акционеры хотели выяснить, справедливы ли подозрения - в частности, относительно сомнительных решений менеджмента, аффилированных лиц, невыгодных для компании сделок. Например, "зачем выдавались гигантские финансовые гарантии "Итере" и "МОСТу"? Почему, когда "Газпром" теряет контроль над активом, цена исчисляется сотнями тысяч долларов, а когда возвращает контроль - сотнями миллионов?
Однако год назад совет директоров "Газпрома" согласился подвергнуть перепроверке лишь взаимоотношения монополии с "Итерой". Аудит проводила компания PreicewaterhouseCoopers. Любопытно, что тогда замену аудитора, проверяющего отчетность "Газпрома" на протяжении многих лет, на Deloitte & Touche лоббировал еще один представитель минаритариев - Борис Федоров. Однако в новой кампании по смене аудиторов он участия не принимает. Выдвигаемые им требования к информации о деятельности "Газпрома" и так были выполнены после смены руководства газовой монополии. Кроме того, о необязательности замены аудитора говорит и подавляющее большинство опрошенных аналитиков.
Например, представитель инвестиционной компании "Атон" Стивен Дашевский считает, что "смена аудиторов в "Газпроме" в итоге не приведет ни к чему". Ведь все зависит от того, какие материалы представляются для проверки менеджментом компании. А с приходом нового руководства "Газпрома" качество такой информации и, соответственно, качество аудита резко возросли. По мнению главного аналитика инвестиционной компании "Проспект" Дмитрия Дружинина, "не дело аудитора вскрывать какие-то язвы и заниматься сбором информации". Кроме того, во взаимоотношениях аудиторов и крупных компаний первую скрипку все равно играют клиенты. И, проверяя отчетность того же "Газпрома", ни PreicewaterhouseCoopers, ни Deloitte & Touche не хотят терять такого заказчика и отпугивать других.