Пока планы создания "газовой ОПЕК" пребывают в подвешенном состоянии, Россия намерена принять участие в учреждении еще одной структуры, которая претендует на роль посредника по отношению к раскрученным западным организациям, контролирующим оборот энергоносителей. Страны Европы и Азии создают "энергетическую ОПЕК". Как частичный противовес Энергетической хартии, которая уже способствовала значительной либерализации европейского рынка топлива и энергетики, учреждается Региональная ассоциация органов госрегулирования энергетики.
На днях российский кабинет министров принял решение об участии Федеральной энергетической комиссии в учреждении Региональной ассоциации органов государственного регулирования энергетики. Эта структура объединит аналогичные ФЭК правительственные структуры Центральной и Восточной Европы, Балтии, Центральной Азии и Закавказья. Штаб-квартира организации обоснуется в Будапеште. При этом, как сообщает департамент правительственной информации, российскому Министерству финансов поручено при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год предусматривать по разделу "Международная деятельность" необходимые ассигнования для уплаты взноса в ассоциацию.
Как пояснили представители ФЭК, эта структура существует уже около пяти лет. Сейчас же речь идет о том, что Россия начнет оплачивать свое членство в ней. Ассоциация в Будапеште является альтернативой аналогичной ассоциации, которая еще раньше была создана членами ЕС в Женеве. Несмотря на то что работа ассоциации напрямую не связана с Энергетической хартией, роль такого объединения госрегуляторов, которые обмениваются опытом и учатся жить в новой реальности либерализованного рынка энергоносителей, трудно переоценить.
Напомним, что договор о присоединении к Энергетической хартии и протокол к ней были подписаны российской стороной и еще 48 государствами в декабре 1994 года. Затем, в августе 1996 года, эти документы были внесены в Госдуму на ратификацию. Однако дальше этого с тех пор мы не продвинулись. Дело в том, что у Энергетической хартии есть несколько подводных рифов, столкновение с которыми для российской экономики без преувеличения было бы губительно. Например, протокол по транзиту предполагает, что присоединившаяся к Энергетической хартии страна должна обеспечить транспортировку топлива соседних государств через свою транспортную систему по внутренним тарифам. Особенно неприятно это на фоне того, что и сегодня западные компании в России готовы вкладывать свои средства по большей части в добычу и сбыт энергоресурсов. Инвестировать в развитие транспортной инфраструктуры в случае присоединения России к Энергетической хартии тем более никто не будет заинтересован. Поэтому отечественные компании ТЭКа, в различной степени зависимые от транспортных систем и стоимости их сооружения, очень по-разному относятся и к возможности ратификации документа: "за" высказываются нефтяники и РАО "ЕЭС", а "против" - "Газпром".
Таким образом, создание ассоциации, в которую войдет российская энергетическая комиссия, является компромиссным вариантом. Как отмечают в РАО "ЕЭС России", создание такой ассоциации может быть полезно. Особенно в нынешних условиях, когда политики заговорили о более тесной энергетической интеграции России в европейское сообщество.