0
830
Газета Экономика Интернет-версия

12.02.2002 00:00:00

Степашин хочет контролировать губернаторов

Тэги: сп, степашин


Счетная палата, активность которой за последнее время заметно возросла, стремится к расширению зоны влияния. Ведомство Сергея Степашина хочет взять под свой контроль проведение финансовых проверок в регионах, подчинив себе контрольно-счетные палаты субъектов Федерации. Если такая система возникнет, это будет означать усиление контроля за финансовой деятельностью губернаторов, а также потерю контрольно-ревизионными управлениями (КРУ) Минфина фактической монополии на проверку региональных бюджетов. И губернаторы, и КРУ, разумеется, делают все возможное, чтобы помешать дальнейшему усилению влияния СП. От того, кто победит в этом конфликте интересов, зависит, насколько эффективно сможет государство контролировать расход бюджетных средств.

Напомним, что сейчас региональные органы внешнего финансового контроля - контрольно-счетные палаты (КСП) - действуют в 67 субъектах Федерации. Однако ни их функции, ни статус федеральное законодательство не определяет. Создание внешнего контрольного органа зависит от прихоти региональных властей, а их полномочия также вольно определяются законодательством субъектов РФ. Это создает дополнительные трудности при проведении независимых проверок в регионах, а руководители КСП часто жалуются на давление со стороны чиновников региональных администраций.

Статус региональных представительств КРУ Минфина и контрольных органов исполнительной власти в регионах куда выше. Они имеют полное право проверять, как исполняются бюджеты, на что идут деньги налогоплательщиков и целевым ли образом расходуется финансовая помощь Центра на выплату зарплат, пенсий и детских пособий. Эксперты между тем уверены в том, что механизм ведомственных самопроверок очень далек от совершенства.

Система, к созданию которой стремится ведомство Степашина при поддержке депутатов Государственной Думы, выглядит следующим образом. Региональные контрольно-счетные палаты подчиняются непосредственно Счетной палате России. Более того, согласно законопроекту, внесенному в нижнюю палату парламента депутатом Геннадием Семигиным, который получил одобрение ведомства Степашина, КСП становится обязательным для всех субъектов Федерации органом, который имеет право на осуществление финансовых проверок в регионах. Если предложенные Семигиным поправки в Бюджетный кодекс будут приняты, КСП станут создаваться не по доброй воле региональных властей, а в соответствии с жестким требованием федерального законодательства, которое закрепит за ними определенные полномочия и статус.

Правительство, однако, с изрядным упорством сопротивляется изменению системы финансового контроля в регионах. На проект депутата кабинет министров направил отрицательный отзыв, подписанный вице-премьером Виктором Христенко. Главный довод правительства - поправки в БК ущемляют самостоятельность регионов по регулированию контрольной деятельности. Такой аргумент противоречит не только сути бюджетного законодательства, провозглашающего единство бюджетной системы, но и общему вектору действий исполнительной власти, который как раз направлен на ограничение региональных полномочий. С чего бы вдруг правительство решило проявить невиданный либерализм, да еще в таком важнейшем вопросе, как контроль за расходованием бюджетных средств? Виной тому, считают аналитики, не столько сам документ, сколько то, что предложенные депутатом и поддержанные Счетной палатой поправки в Бюджетный кодекс стали еще одной вехой в жесткой борьбе между Минфином и ведомством Степашина за осуществление финансового контроля в стране.

По сути, депутаты и Счетная палата хотят создать постоянно действующую систему внешнего независимого финансового контроля, охватывающего все уровни бюджетной системы, таким образом подорвав позиции КРУ Минфина. А это явно не устраивает последний. Усиление Счетной палаты, которая в случае принятия предложенных депутатом изменений в БК приобретает мощную опору на местах, очевидно. Вторым, не менее сильным фактором, укрепляющим ведомство Степашина, должны стать поправки в Закон "О Счетной палате", предоставляющие президенту РФ право направлять запрос в СП, которые сегодня должен рассмотреть Совет Федерации. Таким образом, руководитель СП получает право непосредственно информировать президента о результатах всех своих проверок, выстраивая таким образом не только властную, но и информационную вертикаль.

Судьба депутатских законодательных поправок будет нелегкой. И Минфин, и региональные начальники будут активно препятствовать прохождению законопроектов через парламент. Однако будет ли в России независимый финансовый контроль, призванный защитить бюджет страны от недобросовестных чиновников, зависит главным образом от политической воли главы государства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1810
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1135
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
832
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1118

Другие новости