Счетная палата, активность которой за последнее время заметно возросла, стремится к расширению зоны влияния. Ведомство Сергея Степашина хочет взять под свой контроль проведение финансовых проверок в регионах, подчинив себе контрольно-счетные палаты субъектов Федерации. Если такая система возникнет, это будет означать усиление контроля за финансовой деятельностью губернаторов, а также потерю контрольно-ревизионными управлениями (КРУ) Минфина фактической монополии на проверку региональных бюджетов. И губернаторы, и КРУ, разумеется, делают все возможное, чтобы помешать дальнейшему усилению влияния СП. От того, кто победит в этом конфликте интересов, зависит, насколько эффективно сможет государство контролировать расход бюджетных средств.
Напомним, что сейчас региональные органы внешнего финансового контроля - контрольно-счетные палаты (КСП) - действуют в 67 субъектах Федерации. Однако ни их функции, ни статус федеральное законодательство не определяет. Создание внешнего контрольного органа зависит от прихоти региональных властей, а их полномочия также вольно определяются законодательством субъектов РФ. Это создает дополнительные трудности при проведении независимых проверок в регионах, а руководители КСП часто жалуются на давление со стороны чиновников региональных администраций.
Статус региональных представительств КРУ Минфина и контрольных органов исполнительной власти в регионах куда выше. Они имеют полное право проверять, как исполняются бюджеты, на что идут деньги налогоплательщиков и целевым ли образом расходуется финансовая помощь Центра на выплату зарплат, пенсий и детских пособий. Эксперты между тем уверены в том, что механизм ведомственных самопроверок очень далек от совершенства.
Система, к созданию которой стремится ведомство Степашина при поддержке депутатов Государственной Думы, выглядит следующим образом. Региональные контрольно-счетные палаты подчиняются непосредственно Счетной палате России. Более того, согласно законопроекту, внесенному в нижнюю палату парламента депутатом Геннадием Семигиным, который получил одобрение ведомства Степашина, КСП становится обязательным для всех субъектов Федерации органом, который имеет право на осуществление финансовых проверок в регионах. Если предложенные Семигиным поправки в Бюджетный кодекс будут приняты, КСП станут создаваться не по доброй воле региональных властей, а в соответствии с жестким требованием федерального законодательства, которое закрепит за ними определенные полномочия и статус.
Правительство, однако, с изрядным упорством сопротивляется изменению системы финансового контроля в регионах. На проект депутата кабинет министров направил отрицательный отзыв, подписанный вице-премьером Виктором Христенко. Главный довод правительства - поправки в БК ущемляют самостоятельность регионов по регулированию контрольной деятельности. Такой аргумент противоречит не только сути бюджетного законодательства, провозглашающего единство бюджетной системы, но и общему вектору действий исполнительной власти, который как раз направлен на ограничение региональных полномочий. С чего бы вдруг правительство решило проявить невиданный либерализм, да еще в таком важнейшем вопросе, как контроль за расходованием бюджетных средств? Виной тому, считают аналитики, не столько сам документ, сколько то, что предложенные депутатом и поддержанные Счетной палатой поправки в Бюджетный кодекс стали еще одной вехой в жесткой борьбе между Минфином и ведомством Степашина за осуществление финансового контроля в стране.
По сути, депутаты и Счетная палата хотят создать постоянно действующую систему внешнего независимого финансового контроля, охватывающего все уровни бюджетной системы, таким образом подорвав позиции КРУ Минфина. А это явно не устраивает последний. Усиление Счетной палаты, которая в случае принятия предложенных депутатом изменений в БК приобретает мощную опору на местах, очевидно. Вторым, не менее сильным фактором, укрепляющим ведомство Степашина, должны стать поправки в Закон "О Счетной палате", предоставляющие президенту РФ право направлять запрос в СП, которые сегодня должен рассмотреть Совет Федерации. Таким образом, руководитель СП получает право непосредственно информировать президента о результатах всех своих проверок, выстраивая таким образом не только властную, но и информационную вертикаль.
Судьба депутатских законодательных поправок будет нелегкой. И Минфин, и региональные начальники будут активно препятствовать прохождению законопроектов через парламент. Однако будет ли в России независимый финансовый контроль, призванный защитить бюджет страны от недобросовестных чиновников, зависит главным образом от политической воли главы государства.