На последней коллегии Счетная палата рассмотрела результаты проверки обоснованности выдачи государственных гарантий на кредиты предприятиям. Ведомство Сергея Степашина вновь выявило серьезные нарушения со стороны правительства, а также конечных получателей средств. Как считают специалисты, виной тому - не только конкретные исполнители, а сам механизм получения средств из-за рубежа, создающий условия для разбазаривания кредитных денег, которые затем тяжким бременем ложатся на бюджет страны в виде государственного долга.
Государственные гарантии предоставлялись российским кабинетом министров под так называемые связанные кредиты, с помощью которых фактически поддерживались зарубежные производители. Схема привлечения этих средств выглядит следующим образом. По договоренности с правительством России отечественным предприятиям выдавались кредиты, на которые в предоставляющей средства стране закупалось необходимое оборудование.
Счетная палата обнаружила, что в период с 1992 по 2000 год под государственные гарантии было заключено 686 соглашений на сумму в 16,7 млрд. долл. Деньги возвращались кредиторам не заемщиком - российскими предприятиями, а государством. Получившие оборудование предприятия должны были отвечать перед государственным бюджетом. Однако делали и делают это они крайне неохотно, неоднократно получая возможности для реструктуризации своих долгов. В итоге по состоянию на 1 января 2001 года задолженность российских кредитополучателей по долговым обязательствам перед бюджетом, по данным Счетной палаты, составила почти 5 млрд. долл.
Как указывает в своем отчете ведомство Степашина, государство также не торопится расплачиваться по своим долгам с кредиторами. Проценты на начало прошлого года превысили 7 млрд. долл. При этом сама задолженность по госгарантиям составляет 6,4 млрд. долл., или 13% государственного внешнего долга страны (без учета долга бывшего СССР).
В Минфине отказались комментировать обнародованные в пятницу результаты проверки Счетной палаты, сославшись на то, что должны увидеть официальный документ. Эксперты между тем называют систему связанных кредитов порочной, считая, что она создает невиданные возможности для коррупции чиновников. Механизм предоставления связанных кредитов, а также система реструктуризации долгов российских получателей создают обширное поле для деятельности лоббистов из различных министерств и ведомств. Они стремятся выторговать наиболее благоприятные условия для предприятий, интересы которых защищают. В правительстве, как считает Андрей Черепанов, в недалеком прошлом руководитель департамента внешнего долга Минфина, нет специалистов, которые могут проверить эффективность того или иного проекта, как и нет возможности постоянно держать под контролем расход финансовых средств. По сути, механизм получения связанных кредитов предполагает практически полную безответственность как российских предприятий, так и чиновников, для которых выплата внешнего долга представляется перспективой отдаленного будущего.
Вместе с тем схема предоставления связанных кредитов чрезвычайно выгодна зарубежным кредиторам, получающим гарантии со стороны российской исполнительной власти, выгодна иностранным производителям, поставляющим в нашу страну продукцию, причем не всегда соответствующую мировым стандартам качества. Выгодна она и российским фирмам, которые могут хоть как-то использовать предоставленное в счет кредитов оборудование, при этом имея основания рассчитывать на отсрочку возвращения средств в государственный бюджет, которая, как признают даже в Минфине, может растянуться на неопределенное время. Как считает Черепанов, система связанных кредитов - это "проедание национального продукта, помощь тем, кто имеет возможность лоббировать проекты, и помощь чужому экспортному потенциалу". Главным пострадавшим в этом якобы устраивающем все стороны механизме оказывается бюджет страны, на который ложится дополнительное бремя выплаты внешних долгов. Черепанов уверен, что предоставление гарантий по кредитам - это функция коммерческих структур, ибо государственный чиновник рискует деньгами страны, рублями налогоплательщиков.
Несмотря на призывы президента страны отказаться от связанных кредитов, о них еще рано говорить в прошедшем времени. Бюджет на текущий год предусматривает возможность использования связанных кредитов. Правительство и Дума решили если не привлекать новые кредиты, то хотя бы использовать суммы по уже взятым, несмотря на то что отказ от них, как утверждает Черепанов, не влечет за собой никаких штрафных санкций со стороны кредиторов.