Вчера в Москве закончились переговоры делегации Евросоюза во главе с директором генерального директората по торговле г-ном Эрве Жуанжаном, касающиеся присоединения России к ВТО. Учитывая обещания политических лидеров ряда стран, входящих в ЕС, оказать содействие России в решении этой проблемы и даже само решение ЕС приступить к досрочной подготовке доклада рабочей группы, который будет представлен для принятия всеми членами ВТО, многие российские наблюдатели ожидали от нынешней встречи неких прорывных результатов. Но, судя по всему, процесс движется все теми же черепашьими темпами. И хотя глава делегации ЕС Эрве Жуанжан заявил вчера, что "переговоры прошли в конструктивном духе, достигнут определенный прогресс", он так и не смог дать хотя бы очень приблизительный прогноз относительно возможных сроков вступления России в ЕС.
Касаясь содержания переговорного процесса, глава делегации ЕС ни разу не прибегнул к таким выражениям, как "мы пошли на уступку", "мы готовы на компромиссное решение". Как-то само собой подразумевалось, что на уступки и компромиссы должна идти российская сторона, к которой претензий - хоть отбавляй. Скажем, европейцы недовольны ограничениями выхода иностранцев на рынок банковских и страховых услуг, хотя подобные ограничения существуют и в европейских странах. Переговорщики никак не могут договориться и по масштабам государственной поддержки сельского хозяйства. Жуанжан сам признает, что в России господдержка агросектора невелика из-за "возможностей бюджета", но, похоже, его почему-то пугают и эти возможности. "Мы хотим получить последние данные, касающиеся финансирования данного сектора", - говорит Жуанжан, как бы косвенно поясняя то обстоятельство, что, по его же словам, переговоры по сельскому хозяйству "сильно запаздывают". Видимо, главный переговорщик ЕС опасается, что даже при таких дотациях Россия завалит Европу сельхозпродуктами и совершенно разорит здешних фермеров.
Посланник ЕС не отрицает, что и европейские страны весьма активно используют, как он выразился, меры внутренней поддержки сельского хозяйства. "Но мы придерживаемся тенденции, чтобы эта поддержка сокращалась", - говорит Жуанжан. - И если Россия будет настаивать на увеличении такой поддержки, это не будет укладываться в общую тенденцию". Получается, чтобы нашей стране уложиться в европейскую "тенденцию", нужно забрать у деревни даже тот мизер, который удавалось наскрести в бюджете в последние годы. Впрочем, чего хотеть от европейцев, которые российскую деревню даже на телеэкране не видели.
В числе камней преткновения в переговорах - условия торговли алюминием, автомобилями, мебелью. "Есть проблемы в выработке общих подходов по рынку услуг связи, - признает глава делегации ЕС. - Еще мы также серьезно озабочены тем, как в России формируются цены на энергоносители". Речь идет о естественных монополиях, которые в России жестко держат в своих руках не только отраслевые рынки, но и через тарифные механизмы сильно влияют на ценообразование всего рынка товаров и услуг.
Безусловно, России придется многое менять, чтобы соответствовать нормам и правилам ВТО. Но, идя на уступки и компромиссы, она вправе рассчитывать на такой же подход и от будущих партнеров по ВТО. Пока же Европа добивается односторонних уступок. Остается надеяться, что саммит ЕС-Россия по проблеме вступления последней в ВТО, который намечен на 12 мая, будет учитывать интересы обеих сторон.