-Господин Карплюс, ваша компания работает в России около 10 лет. Что мешает развитию нефтяного бизнеса в нашей стране?
- Действительно, "Коноко" уже более 10 лет работает в России и занимается производственной деятельностью в совместном предприятии "Компания "Полярное сияние". Многие годы мы занимаемся развитием таких проектов, как, например, Штокмановское газоконденсатное месторождение и "Северные территории". По нашему опыту и, в частности, опыту работы "Компании Полярное сияние" можно выделить группы проблем, которые не способствуют росту инвестиций в нефтяную отрасль как со стороны российских, так и иностранных компаний.
Прежде всего базовая налоговая система, которая предусматривает сборы за пользование дорогами и владение имуществом, НДС, плату за добычу минерального сырья и за его реализацию на территории России. Плюс к этому еще и экспортные пошлины. Причем структура налогов, как и сами ставки, постоянно меняется. Но главное - исчисляемой базой для этих многочисленных сборов являются общие объемы инвестиционной деятельности или выручка от реализации продукции.
- Чем же плоха эта система?
- Все ее назначение заключается в том, чтобы обеспечить стабильные налоговые поступления для госбюджета. В нынешнем виде она затрудняет разработку новых крупных месторождений. Поскольку все эти налоги рассчитываются и изымаются независимо от прибыльности предприятия, такая система приводит к тому, что Россия еще длительное время будет сохранять внутренние цены на нефть на гораздо более низком уровне по сравнению с мировой ценой. Искусственное занижение внутренней цены - это еще один скрытый налог на добычу, хотя он и не указан в Налоговом кодексе. Это дополнительная налоговая нагрузка в 25-30%, причем тоже на выручку, а не на прибыль.
С учетом ограничения экспорта, о чем Россия недавно приняла решение совместно с ОПЕК, эта разница еще более возрастет. В результате получается, что все добывающие компании - российские и нероссийские - реализуют 70% своей добычи на внутреннем рынке. При такой системе получается, что при мировой цене на нефть в 20 долларов за баррель в России реальная цена реализации 12-14 долларов. Это без налогов, а если добавить все налоги, которые взимаются независимо от прибыльности, а только по объемам добычи и выручке, то для компании реальная цена получается около 10 долларов за баррель.
По технологическим условиям себестоимость добычи в России такая же, как в Норвегии, Великобритании, США, Канаде. При равном уровне затрат на месторождениях, одно из которых находится в России, а другое за ее пределами, нефтяная компания, работающая здесь, получает вдвое меньшую прибыль.
- Вы говорите, что налоговая система в России построена на желании государства получить в казну как можно больше. Известно, что в Великобритании и США, а особенно в Норвегии налоги не так малы, однако компании там успешно работают.
- В Великобритании при разработке новых месторождений в Северном море компания не платит НДС, акцизов, налога на имущество, на дороги, на жилье. Единственный налог, который в этом случае подлежит уплате, - это налог на прибыль 35%.
В США на месторождениях, находящихся на землях федеральной собственности, подлежат уплате роялти, который можно сравнить с налогом на добычу полезных ископаемых, по ставке 8-10% и налог на прибыль 34-35%.
В Норвегии всего два налога. Роялти там не выплачиваются. Реально при разработке низкорентабельных месторождений выплачивается только налог на прибыль - 28%. Есть особый налог на добычу нефти при рентабельности выше 15%, ставка которого 50%.
- Налог на сверхприбыль?
- Да. Но в России налоговая нагрузка все равно выше, потому что налоги взимаются с выручки, а не с прибыли. Было бы хорошо, если бы в России отменили все налоги, которые сейчас действуют, кроме налога на прибыль 24%, а ввели налог на сверхприбыль, который взимался бы в зависимости от реальной прибыльности проекта. В Норвегии к этому тоже не сразу пришли.
- Цены на сырье снижаются не только на мировом рынке, но и в России. А между тем в США цены на бензин снизились, а у нас стоят практически намертво даже в Москве, где много конкурентов.
- За последние 4 недели, после введения ограничения на экспорт, внутренняя цена значительно снизилась. Если раньше внутренняя цена была примерно 10-12 долларов за баррель, то сейчас 6-8. Но это только с начала нового года. Если считать от этой даты, то изменения цен на бензин следует ожидать в феврале или в марте. Пока мы еще не знаем, есть ли реальная конкуренция в России. Если она существует, а цена на нефть останется на низком уровне, я думаю, в ближайшие месяцы должно произойти снижение цены на литр бензина примерно на 1 рубль.