В абсолютном большинстве стран мира приватизация - не более чем экономический инструмент, позволяющий государству регулировать отношения собственности в целях более эффективного использования имущественного потенциала и пополнения госбюджета. В России экономическая целесообразность приватизации стоит далеко не на первом месте, несмотря на то, что реформы в имущественной сфере длятся уже более десяти лет. Такой вывод напрашивается и по итогам приватизации в 2001 году, которые обсуждались вчера на заседании правительства России.
Известно, что доходы федерального бюджета от продажи федерального имущества в прошедшем году составили без малого 10 млрд. руб. Наибольшие поступления в казну были получены в результате продажи крупных пакетов акций таких компаний, как "Кузбассуголь" (5,3 млрд. руб.), "Росгосстрах" (1,2 млрд. руб.), НК "НОРСИ-ОЙЛ" (768 млн. руб.), АО "Невинномысский Азот" (744,5 млн. руб.). Более весомую прибавку бюджету обеспечили так называемые возобновляемые источники. Скажем, в 2001 году в федеральный бюджет поступило дивидендов около 6,5 млрд. руб., 4,9 млрд. руб. дала аренда госимущества, 3,9 млрд. составили доходы от сдачи в аренду земли. Всего же государство получило доход от использования казенной собственности 29,1 млрд. руб. при плане на год 20,7 млрд. При этом, по данным Минимущества, доля доходов от возобновляемых источников, управляемых этим ведомством, выросла с 3% в 1997 году до 74% в 2001 году, а доходы от приватизации сократились за этот период с 97% до 26%.
Перевыполнение плана почти на треть - это уже по нашим временам стахановщина. Однако она вряд ли заслуживает безоговорочного одобрения, так как многие показатели, мягко выражаясь, ставят под сомнение экономическую эффективность сложившейся практики управления госсобственностью. Есть просто потрясающие факты, которые подтверждают сказанное.
Вот один из них. В 2001 году прибыль, приходящаяся на долю госбюджета РФ, от СП "Вьетсовпетро" составила без малого 1,3 млрд. руб. Напомним, что упомянутое совместное советско-вьетнамское предприятие было создано еще в 1981 году на паритетных началах (каждая сторона до сих пор располагает 50% акций), занимается оно нефтегазодобычей на шельфе Вьетнама. Предприятие ведет работу на 12 морских стационарных платформах, эксплуатирует около 100 скважин, имеет 2 установки беспричального налива нефти, а также около 80 км подводных нефтепроводов. Как по масштабам добычи (в среднем - около 13 млн. тонн нефти в год), так и по капиталовложениям "Вьетсовпетро" нельзя поставить в один ряд с российскими нефтегазовыми гигантами. Но оно дает в бюджет России дивидендов в несколько раз больше, чем "Газпром", "ЛУКОЙЛ" и многие другие компании с государственным участием. Например, в 2000 году дивиденды государства по акциям составили: "Газпром" - 1,3 млрд. руб., "ЛУКОЙЛ" - 356,8 млн. руб., РАО "ЕЭС России" - более 300 млн. руб., ТНК - 287,5 млн. руб., "Роснефть" - 200 млн. руб. А российская доля прибыли от "Вьетсовпетро" составила в 2000 году без малого 9,8 млрд. руб.
Парадоксальность ситуации в том, что, как отмечают многие аналитики, это "золотое" для нашего бюджета СП сохранило свою эффективность лишь потому, что вьетнамская сторона, во-первых, не позволила растащить как имущество, так и прибыль предприятия, и, во-вторых, очень жестко контролирует "Вьетсовпетро" и не позволяет российским госчиновникам вмешиваться в управление предприятием и тем более осуществлять здесь приватизационные проекты.
Иногда вмешательство просто необходимо. Но это вмешательство должно быть компетентным, экономически обоснованным. Акции, держателем которых является государство, могли бы давать, по оценкам многих экспертов, в полтора-два раза большую прибыль. Но для этого нужно, чтобы государство не просто "держало" ценные бумаги, но и на правах акционера эффективно влияло на экономическую стратегию и тактику того или иного предприятия. На практике же получается наоборот - неквалифицированное вмешательство чиновников ведет к снижению экономической эффективности предприятий. С другой стороны, требуется более компетентное управление ценными бумагами. Государство порой просто "держит" акции, не заботясь, что с ними будет завтра, ответственные за это госчиновники не отслеживают конъюнктуру фондового рынка, чтобы оперативно использовать ее в интересах государства.
Вчера премьер-министр Михаил Касьянов признал, что "зачастую государственные ресурсы используются нерационально", причем заметил, что более всего это присуще для предприятий, где государство владеет небольшими пакетами акций - в 5, 10, 15%. Поэтому такие пакеты в будущем планируется выставлять на продажу.
Но это - лишь часть проблемы. Суть не в том, продавать или не продавать. Возможно, даже покупать, но с выгодой - надо же на что-то кормить армию, прибавлять пенсии и зарплаты бюджетникам. Задача состоит в том, чтобы государство наконец научилось вести себя как полноценный акционер, а не как собака на сене.