Кабинет министров нашел виновного в высокой январской инфляции. Оказывается, во всем виноват Госкомстат, который использует не ту методологию подсчета. Об этом заявил после вчерашнего заседания правительства заместитель министра экономического развития и торговли Аркадий Дворкович.
По мнению Минэкономразвития, размер инфляции в январе 2002 года составил 2,7-2,8, а не 3,1%, как сообщает Госкомстат. По словам Дворковича, инфляция находится в пределах прогнозируемых значений.
Ошибку, по мнению замминистра, Госкомстат допустил, когда подсчитывал рост цен на услуги жилищно-коммунального хозяйства. Именно в этой графе "на инфляцию оказала воздействие методология подсчетов Госкомстата, которая реально на цены не повлияла". Как отметил Дворкович, Госкомстат учел переход Москвы на 100-процентную оплату услуг ЖКХ, но не принял во внимание, что этот переход был добровольный и по факту 90% населения столицы его не предприняли. 100-процентная оплата услуг ЖКХ в Москве как раз составляет примерно 0,3% в инфляции января. Однако замминистра забыл, что Москва, в которой, кстати, цены выросли на 5,8%, - это еще не вся Россия. А объяснить рост цен на Чукотке более чем на 10% переходом Москвы на добровольную 100-процентную оплату услуг ЖКХ все-таки довольно сложно.
Однако такая нелогичность объяснения ничуть не смущает правительство: кабинет министров продолжает настаивать на том, что инфляция за год составит 12-14%, хотя даже "правильный", по мнению Дворковича, уровень роста цен в 2,8% в годовом исчислении составит около 35%.
Но все-таки в нашем правительстве работают неисправимые оптимисты, которые твердо уверены в возможности выдержать основные параметры бюджета. Напомним, что, кроме уровня инфляции, одним из таких параметров является курс рубля по отношению к доллару. Согласно утвержденному бюджету среднегодовой курс должен составить 31 рубль за доллар. Однако и здесь не все ладно.
Минэкономразвития подготовило несколько новых сценариев развития экономической ситуации в России в зависимости от мировых цен на нефть - 23,5, 18,5, 16,5 и 14,5 долл. за баррель. Последний вариант в министерстве считают маловероятным. При оптимистической годовой цене нефти в 23,5 долл. за баррель курс рубля по отношению к доллару к концу года составит 32,9. При цене российской нефти в 18,5 долл. за баррель - 33,8. Если же цена упадет до 16,5 долл. за баррель, то доллар будет стоить 34,8 рубля. Интересно, что утвержденный бюджетный показатель - 31 руб. за доллар - не фигурирует нигде, даже в оптимистическом варианте, исходя из которого и рассчитывалась доходная часть главного финансового документа страны еще до падения нефтяных цен.
Фактически правительственные чиновники делают два взаимоисключающих заявления. Если все-таки выдерживать параметры бюджета, как это все время обещается, то доллар должен стоить около 31 рубля. Если же верить новым сценариям МЭРТа, то даже при самом благоприятном раскладе (стоимость нефти 23,5 долл. за баррель), который, увы, маловероятен, то курс рубля по отношению к доллару уже составит 32,9. А при таком варианте развития событий выполнение бюджета-2002 стране не грозит.