Кандидатов на пост президента российского алмазного монополиста АК "АЛРОСА" до сих пор выдвигали журналисты. Торопились не только они, но и желающие занять освободившееся место. Недавно появился очередной кандидат: бывший премьер-министр Республики Саха (Якутия) Василий Власов признался, что он не против занять пост президента компании. По его мнению, не хватает самой малости - согласия федеральных властей.
То, что это самовыдвижение, сомнений нет. После избрания президентом республики Вячеслава Штырова по местной Конституции правительство уходит в отставку в полном составе, но продолжает исполнять обязанности до назначения нового кабинета министров. Вот такое, не совсем полноценное правительство на своем заседании под председательством Василия Власова и приняло решение о выдвижении самого Василия Власова на пост президента АК "АЛРОСА". Вячеслав Штыров отказался комментировать претензии бывшего премьера.
Трудно поверить, что кандидатура Василия Власова будет серьезно рассматриваться. Ведь ему по результатам деятельности на посту главы республиканского правительства похвастаться особенно нечем: в последние годы составляющая АК "АЛРОСА" в экономике Якутии достигла 70%, то есть республика стала монопродуктовой. Но не исключено, что он станет компромиссной фигурой на поле большой политики. Вчера источник "НГ" в АК "АЛРОСА" сообщил, что Вячеслав Штыров предлагает Василию Власову пост вице-президента компании.
Кандидатура на пост президента компании обретет конкретное имя ближе к середине февраля. По предварительному раскладу новый руководитель будет или из прежнего руководства республики, или из нынешнего менеджмента АК "АЛРОСА". Для Штырова предпочтителен человек из ближайших сотрудников по АК. Несомненно, что наиболее подготовлен для этого нынешний вице-президент Александр Матвеев, который хорошо знает все ее финансовые потоки, а главное - знает не понаслышке все подковерные движущие силы алмазного бизнеса. Не случайно, по имеющейся у "НГ" информации, его фамилия возглавляет список возможных кандидатов.
Для республики важно сохранить контроль над финансовыми ресурсами компании любой ценой, так как они на данный момент являются единственным источником диверсификации ее экономики. В то же время федеральный Центр не оставляет попыток установить полный контроль над "АЛРОСОЙ". Назначение своего человека на пост президента было бы существенным шагом по выводу алмазного монополиста из подчинения Якутии. В этом случае Центр получает большинство и в Наблюдательном совете, и на собрании акционеров. Известно, что трудовой коллектив и его представители в Наблюдательном совете практически всегда голосуют как надо руководству компании. Но важные решения могут быть приняты только при консенсусе между федеральным и республиканским правительствами, так как в этом случае необходимо три четверти голосов.
Существенно ограничивает возможности федерального Центра по перехвату управления компанией действующие договора о разделении экономических и политических полномочий, которые в период "парада суверенитетов" подписывались с республиками без оглядки на действующую Конституцию РФ. Сейчас другие времена, идет выстраивание вертикали власти. Поражение Михаила Николаева в его претензиях на третий срок президентства, в частности, было обусловлено тем, что он не смог или не захотел удалить из республиканской Конституции все договорные наслоения, противоречащие федеральной. Вновь избранный президент обещал исправить ситуацию в течение трех месяцев. Несомненно, это важнейший пункт обязательств Штырова перед Центром за поддержку на выборах.
Но генеральную линию все-таки определяют люди и ничто человеческое им не чуждо. В процессе выстраивания вертикали власти в политико-государственном плане достаточно высокополномочные чиновники затеяли пересмотр и экономических договоров, что прежде всего свелось к требованию снизить долю Якутии в АК "АЛРОСА" в пользу федерального Центра. Власов подчеркнул, что некоторые структуры, в частности ФСБ, требовали аннулировать договор 1992 г. о разграничении собственности. По его свидетельству, ведет этот вопрос Минимущество, но заинтересованность проявили Минэкономразвития, Минфин с Гохраном и даже ФСБ.
Правительство декларирует и реализует выход государства из экономики, практически полностью отказавшись от поддержки отечественного производителя. Усиленное внимание к алмазам со стороны федеральных чиновников можно объяснить только тем, что кто-то очень хочет расширить объемы своего оборота в алмазном бизнесе за счет продаж "Де Бирс", а в дальнейшем заняться приватизацией компании.