Совершенно новая конфигурация в скором времени может возникнуть на полуторатысячной границе, разделяющей Таджикистан и Афганистан.
С российскими интересами здесь вступают в спор американские. 30 января на встрече с председателем комитета по охране госграницы при правительстве Таджикистана Абдуррахмоном Азимовым представитель командования вооруженных сил США в Центрально-Азиатском регионе подполковник Олтози Тоннер объявил, что Вашингтон окажет таджикским пограничникам помощь в техническом оснащении границы с Афганистаном. Американское предложение таджикской стороной было принято. Помимо всего прочего соглашение между Азимовым и Тоннером включает пункт о помощи США Таджикистану в подготовке квалифицированных специалистов для охраны границы.
Пока, правда, речь идет о том, что американцы будут спонсировать охрану границы на небольшом участке, за который целиком отвечает таджикская сторона без помощи российских сил. На ее слабую обеспеченность неоднократно указывали властям Таджикистана российские пограничники, находящиеся в этом регионе. По их мнению, это тот канал, через который в республику, а затем и в Россию и другие страны СНГ пролегает основной наркотический маршрут. И на то, что к его существованию причастны довольно влиятельные силы Душанбе, указывает ряд скандалов, связанных с требованием представителей таджикских властей к российским пограничникам воздерживаться от уничтожения конфискованных наркотиков и передавать их компетентным органам Таджикистана. Готовность американцев укрепить свободный от российского контроля отрезок госграницы не может не радовать Душанбе: таджикские власти получают свободу рук и хороший денежный куш.
Но самое интересное, что данная информация с воодушевлением встречена и Федеральной пограничной службой России. Оптимизм, по всей вероятности, основан на ожиданиях, что часть американских средств достанется и российским войскам в Таджикистане, численность которых составляет около 11 тыс. человек. Ведь 70% рядового и сержантского состава российской погрангруппы - местные таджики.
По официальной версии, российская сторона готовит местные формирования для самостоятельной охраны государственных рубежей. Но для этого потребуется, по оценке из Москвы, не менее 10 лет. Правда, российская техника устарела, и в связи с этим резонно поставить перед таджикским руководством вопрос о том, что на дополнительные долларовые вливания по укреплению границы нужно провести ее модернизацию. А это означает, что российский оборонный сектор получит дополнительные заказы. Словом, философия руководства ФПС сводится к тому, что афганских рубежей мы покидать не будем, а американскую помощь рассчитываем использовать сполна - все-таки Россия и США состоят в одной международной антитеррористической коалиции.
Но, похоже, Душанбе поведет собственную игру. Москве уже выдвигали требования оплачивать пребывание 201-й дивизии на территории Таджикистана. Не так давно некоторые ее части были вынуждены перевести из центра таджикской столицы на окраину. Причем оборудование новых городков предлагалось осуществить за счет собственных российских средств. Вполне возможно, что очень скоро Душанбе поставит вопрос об оплате российского военного и пограничного присутствия уже не в рублях, а в миллионах долларов. Во всяком случае, американские предложения по оказанию помощи в укреплении границ с Афганистаном лишь подталкивают определенную часть политических сил в Таджикистане к скорейшему выдвижению ультиматума в адрес России.
Какие интересы преследуют в этой ситуации США, тоже очевидно. Если бы речь шла об истинных намерениях по укреплению границы, то это надо было решать в Москве, поскольку именно российские части держат под своим контролем основные участки афганских рубежей. Но помощь предложена Душанбе, и в американских действиях доминирует другая логика, которая высвечивается в заявлениях официальных и неофициальных лиц, указывающих на то, что американцы собираются остаться в Центральной Азии надолго. Свертывание российского влияния, как уже можно определить, будет производиться руками Душанбе. Америка при этом не портит отношения с Россией, отдавая ей должное по участию в антиталибской коалиции.