0
5425
Газета Экономика Интернет-версия

31.01.2002 00:00:00

Закрыта последняя шахта Японии

Николай Тебин

Об авторе: Николай Петрович Тебин - научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН.

Тэги: уголь, япония, шахта, ресурсы


30 января закончилась история угольной промышленности Японии. Вчера в Кусиро на острове Хоккайдо была закрыта последняя в стране угольная шахта. Это следствие жестких законов рынка и расширяющегося процесса международного разделения труда. Угледобыча в Японии не смогла добиться конкурентности, несмотря на мощную поддержку государства.

До войны вся добыча угля в стране, хотя и была в частных руках, находилась под жестким контролем правительства, которое предоставляло отрасли большие льготы, что позволяло наращивать добычу, достигшую пика в 1940 г., когда на-гора было поднято 56,3 млн. тонн угля. Поддерживать в условиях войны прежний уровень добычи было невозможно, и в 1945 г. она сократилась до 10 млн. тонн.

Сразу после окончания войны энергоснабжение стало острейшей задачей руководства Японии. При этом рассчитывать приходилось только на внутренние ресурсы. В те годы считалось важным всеми мерами обеспечить энергетическую безопасность за счет внутренних ресурсов. Для защиты национальной угольной промышленности в 1955 г. были повышены таможенные пошлины на импортируемые нефть и мазут. При этом большая доля получаемых средств направлялась на субсидирование угольной промышленности. Одновременно был принят закон о рационализации угольной промышленности, в соответствии с которым создавалась комиссия по урегулированию угольной промышленности. Началась санация отрасли. Многие из 949 действовавших в то время в стране шахт были убыточными.

Главной целью комиссии был поиск путей повышения общей рентабельности отрасли. Государство выкупало у частных компаний малорентабельные шахты и закрывало их. Средства для этого частично брались из отчислений рентабельных угольных компаний в виде целевого налога на каждую добытую тонну угля. В результате с 1955 по 1961 г. было закрыто 212 шахт с общей годовой добычей 4,3 млн. тонн.

На рубеже 1950-1960 гг. большую роль в изменении подходов к развитию угледобычи в Японии сыграл начавшийся в мире бурный процесс перехода в энергетике к нефти и газу. Более выгодно с экономической точки зрения было ввозить уголь из-за рубежа. По оценкам авторитетного японского экономиста Яно, если бы Япония стала развивать собственную добывающую промышленность, потребовались бы значительные капиталовложения, что вызвало бы рост цен на продукцию энергоемких отраслей, затруднило бы ее сбыт и в конечном итоге привело бы к сокращению поступлений иностранной валюты. Отсутствие собственных ресурсов в условиях тех лет и ориентация на их импорт, считает Яно, "можно отнести к благоприятным факторам для японской черной металлургии и всей промышленности в целом". Звучит парадоксально, но это действительно так.

С учетом этого в 1963 г. в Японии была разработана программа уже не рационализации, а свертывания угольной промышленности. В соответствии с ней основные усилия и средства предлагалось направлять не на поддержание отрасли, а на трудоустройство терявших работу шахтеров. В результате добыча угля в Японии начала сокращаться с пика в 55 млн. тонн до 38,3 млн. тонн в 1970 г. и далее до 18,6 млн. тонн в 1975 г. Даже нефтяные кризисы 1970-х гг., когда на уголь вновь обратили внимание как на альтернативный нефти энергетический ресурс, обстановку не изменили. Собственная добыча угля сокращалась, а ставка делалась на расширение импорта, что находило отражение в энергетических программах Японии 1970-1980-х гг. Шахты закрывались, и к началу 1980-х гг. их осталось всего 30, а занято на них было 17-18 тыс. человек.

Закрытие шахт в Японии происходило в рамках специальных правительственных программ. В 1992 г. была принята последняя подобная программа, поскольку в соответствии с ней всякое субсидирование отрасли прекращалось в заканчивающемся 31 марта 2001 финансовом году. Эта программа, по образному выражению обозревателя газеты "Иомиури", стала "эпитафией на могиле угольной промышленности Японии".

Можно отметить, что во всех программах сокращения угольной промышленности большое внимание уделялось предотвращению социальных конфликтов. С 1960-х гг. закрытие шахт проходило без забастовок, демонстраций протеста и т.п., но это особая тема.

Собственную угледобычу Япония свернула, но уголь остается важнейшим ресурсом в энергетическом балансе страны. Его потребление в Японии увеличилось с 78 млн. тонн в 1966 г., до 148 млн. тонн в 2000 г., и тенденция роста сохраняется. При этом, по опубликованному в прошлом году прогнозу правительства Японии, и доля угля в обеспечении энергетических потребностей страны повысится с 17,4% в 1999 г., до 19,0% в 2010 г. "Уголь остается для нас привлекательным ресурсом, - говорит руководитель управления планирования Федерации энергетических компаний Японии Фудзисава. - Каждый вид топлива имеет свои плюсы и минусы, и их необходимо сочетать".

Что касается проблемы энергетической безопасности, то ставка правительством Японии делается на стабильность отношений со странами - экспортерами угля. Составлена и с апреля начинает действовать специальная пятилетняя программа передачи технологий добычи угля Китаю, Индонезии и Вьетнаму. В бюджете на 2002 финансовый год правительство Японии запрашивает на эти цели 4 млрд. иен. Доля Китая и Индонезии в японском импорте угля составляет пока 21,3%. Вьетнам также рассматривается как перспективный поставщик, главным же является Австралия, доля которой превышает 60% японского импорта угля.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1078
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
681
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
472
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
678

Другие новости