Правительство России обсудило вчера план действий по реализации в нынешнем году программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы). И хотя, судя по названию документа, социальная составляющая является главной, докладчиком выступал министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф, а не курирующая "социалку" вице-премьер Валентина Матвиенко. Многие наблюдатели сейчас гадают, что за этим стоит: то ли недовольство президента и премьер-министра работой Матвиенко и постепенное удаление ее от дел, то ли обычный постулат - не обеспечим, дескать, экономического роста, не будет и социальных подвижек. Как бы там ни было, а экономическая составляющая программы на обсуждении явно заслонила социальную. Даже Михаил Касьянов заявил журналистам, что главной целью 2002 года для правительства "должно стать исполнение уже запущенных процессов в реформировании экономики".
"Запущенные" процессы - это, безусловно, важно. Но страна, где почти каждый четвертый живет за чертой бедности (по данным МЭРТ, таковых в России 33,2 млн. человек, или 23% общей численности населения), хотела бы знать, когда же наконец экономические реформы перестанут ассоциироваться с ощущением зубной боли и будут вызывать у россиян более приятные эмоции. С этой точки зрения вчерашнее заседание особых надежд не прибавило.
Планов у правительства громадье. По словам Михаила Касьянова, "базовой вещью 2002 года" должно стать исполнение графика экономических реформ без отставаний. Иначе, полагает премьер, реформы "могут захлебнуться". Предстоит укрепить финансовую дисциплину в государственной сфере, продолжить преобразования в налоговой сфере, продолжить банковскую реформу, которая расценена главой правительства как "ключевой элемент" 2002 года. Государство, по Касьянову, будет сужать свое участие в банковском секторе и других секторах экономики, развивать конкуренцию, совершенствовать законодательную базу для дальнейшего экономического роста. Реформы коснутся и естественных монополий, в том числе электроэнергетики, железнодорожного транспорта и т. д.
Продолжится и налоговая реформа. Уже к марту в Госдуму будет представлен законопроект, устанавливающий налог на недвижимость вместо действующих налога на имущество организаций, земельного налога и налога на имущество физических лиц. А к августу - еще один законопроект - об отмене налога на покупку иностранной валюты. Дело, безусловно, нужное, однако вряд ли от этого облегченно вздохнут те самые 33,2 млн. россиян, живущих впроголодь. Ничего хорошего не приходится ждать основной массе населения и от реформирования монополий - рост тарифов и сокращение рабочих мест в ходе преобразований просто неизбежны. Плоды от реформ банковской системы опять же достанутся только обеспеченной части населения. Скажем, система гарантирования банковских вкладов, которую планируется создать уже к июню 2002 года, не улучшит положение тех россиян, кто никогда не имел личных банковских счетов. Перечисления можно продолжать.
Подводя итоги заседания, Михаил Касьянов все же вспомнил "социалку" и стал убеждать присутствующих журналистов, что не все здесь так плохо. Например, в России практически снята проблема задолженностей государства по пенсиям. И сам размер пенсий увеличен примерно на 20%, причем с учетом доплат, которые будут введены с 1 февраля, пенсия достигнет 1368 рублей, что, не преминул подчеркнуть глава правительства, "выше прожиточного минимума пенсионера". Похоже, "жизнь по минимуму" стала основным стратегическим ориентиром во всей социальной политике.
Улучшилась ситуация, по словам Михаила Касьянова, и в жилищно-коммунальном хозяйстве. В частности, количество аварий в ЖКХ снизилось в 20 раз. Можно было бы, конечно, поаплодировать по данному поводу, если бы не одно маленькое "но", которое обошел премьер. А именно - неудержимый рост коммунальных платежей, которые вкупе с повышением платы за электроэнергию буквально съедают и без того небольшие доходы основной массы населения.
Еще россиянам обещано, что в нынешнем году правительство удержит инфляцию в пределах 12-14% (в 2001 году она составила 18,6%). Верится в это с большим трудом, особенно на фоне неблагоприятной ситуации с мировыми ценами на нефть, неудержимого стремления российских монополий к взвинчиванию тарифов. Тем более что в прошлом году мы были свидетелями таких же обещаний. В свое время правительство искренне намеревалось закрыть тему задержки зарплат бюджетникам, но и по сей день во многих регионах государство не рассчиталось по долгам. Михаил Касьянов, характеризуя уровень зарплат бюджетников, вчера заметил, что этот уровень "полностью соответствует тому, что может позволить себе страна". Кстати, страна в лице ее высших чиновников может себе позволить многое. А для основной массы россиян социальная политика ориентирована по "прожиточному минимуму".