На днях министр образования РФ Владимир Филиппов обязал соответствующие подразделения своего ведомства срочно заняться разработкой концепции профильной школы. К концу апреля соответствующие документы должны уже лежать у министра на столе.
Главный разработчик концепции модернизации образования, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, выступая на очередном заседании Российского совета развития образования (РОСРО), прокомментировал новые инициативы следующим образом: для внедрения идеи в жизнь осталось всего два года; без профильной школы и сам единый государственный экзамен, и государственные именные финансовые обязательства не приведут к достижению поставленной цели.
Пройдясь по "псевдоуниверсализму" советской школы, отметив неспособность оной дать знания всем детям по всем предметам сразу, Ярослав Кузьминов предложил раз и навсегда отказаться от "ложной фундаментализации школьных знаний" и впредь обучать сложным разделам точных наук только "тех, кому эти знания действительно нужны". Модернизаторы считают, что предлагаемые действия существенным образом повлияют на мотивацию получения знаний учащимися, лучше подготовят их к современным условиям жизни, дадут стране высококвалифицированный рабочий класс, а выпускникам ПТУ - возможность продолжить свое образование в профильных вузах. Сколько будет профилей и какие - еще уточняется, но, по-видимому, за основу будет взята нынешняя система: гуманитарный профиль, естественнонаучный, языковой и...
Для пущей убедительности Ярослав Кузьминов сравнил нынешнюю систему образования с ракетой, которая при запуске освобождается от сгорающих ступеней. Одна из таких ступеней - современная "тупиковая" система ПТУ (профессионально-технического училища). Профильная же школа откроет двери вузов многим абитуриентам, сегодня даже не помышляющим о высшем образовании. Кроме того, по мнению авторов идеи, такая школа весьма своевременна. Ведь ожидаемый в ближайшие годы демографический провал создаст для ее внедрения более чем комфортные условия.
При этом разработчиков не пугает, что определяться с выбором своего будущего детям придется в 15 лет; что 60% школ на территории РФ - это сельские школы (какие там могут быть профили при общей нехватке учителей - не понятно никому); что учебники, в том числе и недавно изданные, подлежат пересмотру... И что до сих пор не разработаны (не доработаны) даже госстандарты для средней школы.
Уже сегодня озвученные тезисы профильной школы во многом противоречивы. Допустим: какой может быть единый экзамен в разнопрофильных школах? Свое недоумение по этому поводу высказал замминистра образования РФ Владимир Шадриков. Он же выразил озабоченность в связи с исчезновением единой общеобразовательной средней школы. Ведь, похоже, новая схема пока ее исключает вовсе. И главное: остается открытым вопрос о финансировании старших классов профильной школы. По сути, она предполагает дополнительное образование, тем более если хочет заменить услуги репетиторов. Тогда не исключено, что за обучение своего ребенка в старших классах родителям придется платить, как это делается, кстати, во многих странах мира.