Генпрокурор Владимир Устинов принял российских бизнесменов во главе с руководителем Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Аркадием Вольским. Результаты этой встречи должны были показать, способен ли российский бизнес противостоять давлению силовых структур и готовы ли сами силовые структуры принимать во внимание интересы отечественных предпринимателей. Но, похоже, диалог власти и предпринимателей все больше и больше принимает характер взаимоотношений советских граждан с номенклатурой: жалобщиков выслушали, мер не приняли.
Напомним, инициатором встречи с руководством одного из самых влиятельных в стране силовых ведомств стал РСПП, обратившийся с письмом в Генеральную прокуратуру. Формальным поводом для написания письма послужил арест руководителей нефтехимической компании "СИБУР" Якова Голдовского и Евгения Кошица. "Профсоюз олигархов" предложил дать поручительство за Голдовского и Кошица, если Генпрокуратура согласится изменить им меру пресечения. Однако многие аналитики видят в самом факте обращения РСПП в Генпрокуратуру не столько заботу о "соплеменниках", сколько беспокойство о своей будущей судьбе. Действительно, прецедент создан - под стражей находятся яркие представители российской бизнес-элиты, и каждый предприниматель понимает, что и он не застрахован от подобного внимания ведомства Устинова к собственной персоне. Причем, по мнению самих членов РСПП, действия Генпрокуратуры в отношении топ-менеджеров "СИБУРа" не адекватны совершенным Голдовским и Кошицем правонарушениям. Надо заметить, что такая активная позиция предпринимателей обозначилась впервые. Похоже, что теперь бизнесмены готовы не только говорить, но и действовать.
Любопытно, что почти одновременно с обращением РСПП "Газпром", владеющий контрольным пакетом этой компании, распространил информацию о своем обращении в Генпрокуратуру. Газовый монополист обращал внимание силового ведомства на тот факт, что в настоящий момент достигнута договоренность с "СИБУРом" об оформлении передачи в залог активов предприятий нефтехимической компании в счет задолженности перед концерном. Общая задолженность "СИБУРа" перед ОАО "Газпром", включая гарантии газовой компании по кредитам, превышает 20 млрд. руб. Однако пока и письмо РСПП, и обращение "Газпрома" остаются безответными.
Между тем "олигархов" побудило обратиться в Генпрокуратуру не только желание заступиться "за своих". С помощью такого метода взаимодействия с силовым ведомством российский бизнес надеялся если не приостановить действия силовых ведомств по отношению к отечественным предпринимателям, то по крайней мере убедить подчиненных Устинова в необходимости соблюдать принятые во всем мире цивилизованные нормы. В частности, РСПП скромно попросил ведомство Устинова воздержаться от обнародования результатов расследования на его начальном этапе и от практики заключения под стражу обвиняемых по коммерческим преступлениям до суда. Действия Генпрокуратуры получают широкий резонанс, что, как подчеркивается в письме РСПП, наносит удар всему российскому бизнесу. "Еще несколько подобных задержаний - и об успехах в деле улучшения инвестиционного климата, достигнутых за последние два года, можно будет забыть, а российский бизнес "рекламными" стараниями зарубежных конкурентов окончательно приобретет славу криминально-мафиозного", - говорилось в письме.
Встреча продолжалась полтора часа и, по словам представителя РСПП, была "конструктивной и содержательной", а диалог бизнеса и ведомства Устинова решено продолжить. Предоставить более подробную информацию о конкретных договоренностях с Генпрокурором "профсоюз олигархов" отказался, мотивируя это общим решением РСПП и Генпрокуратуры не разглашать итогов встречи. Такая обстановка "строгой секретности" уже говорит сама за себя. Единственное, о чем сообщают представители РСПП, это то, что диалог с Генпрокуратурой будет продолжен. Вероятно, на встрече бизнесменов с Устиновым так и не удалось прийти к какому-либо устраивающему предпринимателей решению - никаких серьезных результатов бизнесу добиться не удалось. Так, в частности, Устинов вполне в духе работников советского партаппарата отметил, что "однозначно разделяет заботу бизнеса о формировании благоприятного инвестиционного климата в стране". Трактовать эту витиеватую формулировку можно самыми различными способами, причем далеко не все из них - в пользу "равноудаленных олигархов". Что касается томящихся под арестом топ-менеджеров "СИБУРа", то изменить меру пресечения может только суд, куда уже обратились адвокаты компании. Если следовать тексту официального сообщения, то, по сути, бизнесменам было предложено не вмешиваться в эту ситуацию.
До настоящего момента очень немногие предложения РСПП принимались во внимание даже различными экономическими министерствами и ведомствами. Что уж говорить о силовых структурах, влияние которых на политические и экономические процессы в России неуклонно растет. У бизнеса в этих условиях остается только два варианта действий: либо "просить" Генпрокуратуру и правительственных чиновников, либо тихо выводить активы за рубеж. Для экономии времени есть и третий способ: использовать два первых одновременно.