0
1471
Газета Экономика Интернет-версия

29.01.2002 00:00:00

Перемычка как символ компромисса

Тэги: перемычка, нефтепровод, бакуновороссийск


Перемычка Тихорецк-Кропоткин, соединяющая нефтепроводы Баку-Новороссийск (входит в систему "Транснефти") и Тенгиз-Новороссийск (Каспийский трубопроводный консорциум, КТК), может быть сооружена государственной компанией "Транснефть". Предварительная договоренность об этом была достигнута в конце минувшей недели между президентом "Транснефти" Семеном Вайнштоком и президентом "ЛУКОЙЛа" Вагитом Алекперовым, сообщил "НГ" вице-президент государственной трубопроводной компании Сергей Григорьев. По словам Григорьева, строительство может начаться при соблюдении двух главных условий. Компании, транспортирующие нефть по КТК из Казахстана (прежде всего "ЛУКОЙЛ" и "Роснефть"), должны гарантировать поставки, а "Транснефть" должна получить гарантии оплаты транспортировки независимо от того, будут ли добывающие компании прокачивать заявленные объемы полностью (система take or pay).

Пропускная способность нового нефтепровода, считает Сергей Григорьев, может составить минимум 5 млн. тонн. Технические, технологические и финансовые параметры проекта еще предстоит согласовать, однако уже сегодня можно говорить о том, что протяженность трубы составит примерно 60 км. Время, необходимое для сооружения такого нефтепровода, - примерно полгода. Финансирование и строительство "Транснефть" готова взять на себя. Схема take or pay в сложившихся условиях естественна: только таким образом можно гарантировать возврат вложенных средств (очевидно, 60-70 млн. долл.).

У проекта перемычки Тихорецк-Кропоткин долгая история. Правительство России одобрило несколько лет назад проект Каспийского трубопроводного консорциума, и уже тогда предусматривалось, что новый маршрут будет соединен с нефтепроводом Баку-Новороссийск этой перемычкой. Оператором ветки Тихорецк-Кропоткин была определена "Транснефть", и государственная трубопроводная компания никогда не отказывалась от этой роли. Строительство перемычки первоначально также было поручено "Транснефти", однако позднее правительство не определило в своем решении компанию, ответственную за ее сооружение. В прошлом году между руководством "Транснефти" и КТК шла жесткая дискуссия. Семен Вайншток отметил в письме Михаилу Касьянову, что потери "Транснефти" от ввода в строй КТК составят 70 млн. долл., а потери федерального и местных бюджетов - около 100 млн. долл.

В самом деле, если трубопровод Баку-Новороссийск входит в систему "Транснефти", принадлежащей государству, то структура собственности КТК размыта. Правительству России принадлежит в нем лишь 24%, 26% контролируются властями Казахстана и Омана, а остальная часть капитала находится в собственности частных компаний: Chevron Caspian Pipeline Consortium (15%), LUKARCO (12,5%), Rosneft-Shell Caspian Ventures (7,5%), Mobil Caspian Pipeline (7,5%) и других. Основные реальные игроки - "ЛУКОЙЛ" и "Роснефть", имеющие интересы в нескольких казахстанских нефтяных месторождениях. Неудивительно, что именно они несколько лет лоббировали строительство перемычки Тихорецк-Кропоткин.

Нефтепровод Баку-Новороссийск - традиционный маршрут, а КТК - новый проект. Он начал работать лишь в конце прошлого года и пока не вышел на проектную мощность. Вступление в строй КТК много раз откладывалось из-за разногласий участников консорциума, проблем с заполняемостью трубы и технологических сложностей. Менеджеры консорциума много раз говорили о том, что этот проект стратегически важен для России и для заполнения трубы надо сделать все - вплоть до отказа государственной "Транснефти" от прокачки казахстанской нефти и привлечения ее же для строительства перемычки между маршрутами Тенгиз-Новороссийск и Баку-Новороссийск.

"Транснефть", ранее весьма скептически настроенная по отношению к КТК, сделала сегодня шаг навстречу добывающим компаниям, хотя ее мощности, особенно после ввода в строй ветки Атырау-Самара, вполне позволяют прокачивать и казахстанскую нефть. Тариф на транспортировку казахстанской нефти по территории России до западной границы (0,73 долл. на 100 тонно-километров) значительно ниже казахстанских тарифов, в том числе и тарифа КТК.

Очевидно, решение государственной трубопроводной компании продиктовано необходимостью объединения усилий нефтяников в условиях сокращения добычи и экспорта нефти. В создании более гибкой системы транспортировки, которая позволила бы оперативно реагировать на потребности рынка, заинтересованы сегодня все. К тому же ограничения на экспорт отнюдь не вечны, рано или поздно российским компаниям придется увеличивать добычу и транспортировку. На фоне решения этих реальных проблем традиционные разногласия между Вайнштоком и Алекперовым отошли на второй план.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1844
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3839
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2883
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2356

Другие новости