На этой неделе нефтяников ждет неприятная новость. Тарифы на прокачку сырья по трубопроводной системе компании "Транснефть" предполагается существенно увеличить. Вопрос об этом будет рассмотрен на ближайшем заседании правления Федеральной энергетической комиссии. Таким образом "Транснефть" имеет сегодня все шансы стать единственной российской монополией, которой тарифы поднимут сполна. А для нефтяных компаний это станет платой за снижение экспортных пошлин на нефть и отменой квот на вывоз мазута.
Вопрос об увеличении тарифов должен был рассматриваться Федеральной энергетической комиссией еще полторы недели назад. Однако по просьбе самой "Транснефти" его обсуждение отложили. Причем ФЭК была готова увеличить цены на услуги нефтетранспортной монополии с 1 февраля аж на 33%. Однако представители "Транснефти" потребовали "уточнения позиций". Ведь сама компания настаивает на увеличении тарифов на прокачку сырья как минимум на 42%. По словам ее вице-президента Сергея Григорьева, в настоящее время соответствующие расчеты "Транснефти" уже переданы в комиссию.
Однако все аналитики сходятся в том, что "Транснефть" не нуждается в столь существенном повышении стоимости своих услуг. "Непонятно, зачем эти тарифы вообще нужно повышать", - отмечает главный экономист инвестиционной компании "Проспект" Дмитрий Дружинин. Действующие цены на услуги "Транснефти" вполне покрывают ее издержки на ремонт трубопроводов. Бизнес нефтетранспортной монополии является очень доходным. По предварительным данным, чистая прибыль "Транснефти" за 2001 год должна составить 670 млн. долл. Объем прокачки нефти через нефтепроводы компании в прошлом году вырос на 8%, а в нынешнем должен увеличиться еще на 7%. Таким образом, выручка "Транснефти" и без повышения тарифов увеличится на 29%. Для финансирования строительства новых транспортных мощностей повышать тарифы тоже не нужно. Например, когда создавалась первая очередь Балтийской трубопроводной системы (БТС), со всех нефтяных компаний взимались фиксированные отчисления, правда, на протяжении строго определенного периода. По этому же принципу можно финансировать и сооружение БТС-2. Исходя из этого заявки на 42-процентное увеличение цен на услуги "Транснефти", по мнению Дмитрия Дружинина, являются чрезмерными. Если и принимать решение о повышении тарифов, то не более, чем на 15-20%, чтобы компенсировать инфляционные издержки. Проводить более существенное повышение тарифов в условиях, когда перспектива колебаний мировых цен на нефть не ясна, вряд ли разумно, считает он.
В отличие от нефтяников "Транснефть" не зависит от цен на энергоносители. Кроме того, рост тарифов за пользование трубой не очень-то влияет на инфляцию, зато забирает значительную часть прибыли у нефтяных компаний. Таким образом государство может пойти на введение такого косвенного налога, не опасаясь тяжких для себя последствий.