На днях премьер-министр Михаил Касьянов подписал постановление, дающее право российской компании "АЛРОСА" продать в текущем году транснациональному гиганту "Де Бирс" алмазы в рамках подписанного ими соглашения. Предельный годовой объем продаж составляет примерно 800 млн. долл. Трудно припомнить, когда постановление о квотах на экспорт алмазов подписывалось в январе. Обычно это происходило в феврале, в марте, а бывало и в сентябре. А между тем в соответствии с указом президента РФ # 740 квоты на экспорт драгоценных камней правительство должно выдавать в конце предшествующего года.
Если это кому-то нужно, то чиновники могут быть педантичными в исполнении нормативных актов. Источник в правительстве сообщил агентству "Интерфакс", что "АЛРОСА" в этом году получила однолетнюю квоту на экспорт алмазов, как предписано действующим указом. И это при том, что торговое соглашение между АК "АЛРОСА" и "Де Бирс", которое заключено российской компанией с разрешения своего основного акционера - государства, предполагает наличие квоты на пять лет. Ее компания получит после выхода Указа президента "О порядке ввоза и вывоза алмазов и бриллиантов" в новой редакции, где предусматривается такая возможность.
Нарушать законы и указы президента, конечно, не следует. Но, с другой стороны, и торговое соглашение может зависнуть. Ведь квоты на драгметаллы тоже выдаются ежегодно, но ничто не помешало правительству еще в 1999 году выдать "Норильскому никелю" десятилетнюю квоту на экспорт палладия. Решение в принципе правильное, так как оно было необходимо для стабилизации мирового рынка этого металла.
По алмазам в последние годы также наблюдаются резкие колебания спроса, что угрожает ценовой устойчивости. Продажи российских необработанных камней компании "Де Бирс" - важный элемент в механизме стабилизации алмазного рынка. Именно поэтому правительство разрешило АК "АЛРОСА" подписать пятилетнее торговое соглашение.
Трудно обвинить именно правительство в непоследовательности. В принципе соответствующий указ президент должен был подписать еще осенью, то есть до заключения торгового соглашения. Но вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, который возглавляет межведомственную комиссию по вопросам алмазо-бриллиантового комплекса, видимо, излишне доверился своему заместителю, главе Гохрана Валерию Рудакову. В подготовленном под руководством последнего проекте новой редакции указа президента о порядке ввоза и вывоза алмазов и бриллиантов, кроме положения о возможности выдачи производителям драгкамней многолетних экспортных квот, содержался ряд предложений, которые заставили вице-премьера задуматься.
Прежде всего Алексея Кудрина обеспокоил возврат к принципу давальческого сырья, в соответствии c которым ограночным фирмам разрешается вывозить сырье за рубеж якобы на качественную обработку. "Я беспокоюсь, что так называемая давальческая огранка превратится в массовый контрабандный вывоз алмазного сырья из России. Это может разрушить алмазный мировой рынок. Поэтому прежде чем пускаться на такие шаги, надо разрабатывать механизмы контроля", - заявил вице-премьер.
Российский опыт использования принципа давальческого сырья печален и поучителен. Он был запрещен в середине прошлого десятилетия после того, как Счетная палата установила, что на его основе за рубеж вывозилась большая часть сырья, реализуемого на внутреннем рынке. Ведь большинство российских ограночных предприятий принадлежит зарубежным гражданам.
Именно поэтому первым лицам государства усиленно предлагаются различные схемы контроля за работой в режиме давальческого сырья, хотя каждому участнику алмазного бизнеса хорошо известно, что такие схемы нереализуемы по определению. Но знает ли об этом вице-премьер?
Канала для официального вывоза из страны алмазного сырья на давальческой основе главе Гохрана, похоже, недостаточно: в предложенной им редакции указа ограночным предприятиям разрешается перепродавать на внешнем рынке 15% сырья.
Если при нынешних 800 млн. долл. внутренних продаж контрабандно вывозятся алмазы на сумму порядка 150-200 млн. долл., то при реализации гохрановских предложений по либерализации алмазного рынка весь криминал легализуется, а вывоз из России необработанных камней - уже на законном основании - увеличится по крайней мере вдвое.