Михаил Касьянов сделал очередной подарок народу и здорово огорчил естественные монополии. На вчерашнем заседании правительства было принято решение о повышении тарифов естественных монополий гораздо ниже того уровня, который активно лоббировался монополистами в течение года.
Больше остальных монополистов досталось РАО "ЕЭС России", которое на протяжении долгого времени в лице чуть ли не главного лоббиста страны Анатолия Чубайса убеждало в жизненно важной для отрасли необходимости увеличения стоимости услуг энергохолдинга. Тарифы на электроэнергию в среднем для потребителей увеличатся в этом году на 17,9%. С 1 января абонентская плата РАО "ЕЭС" будет проиндексирована на 20,2%, а электроэнергия, поставляемая на федеральный оптовый рынок, с 1 марта подорожает на 20%. Предвидя секвестр своих тарифных претензий, энергохолдинг еще накануне решения правительства заявил, что даже при росте тарифов на 32% в нынешнем году 15 региональных энергокомпаний окажутся убыточными.
Кроме того, тарифы на газ с 15 марта будут проиндексированы на 20%. Однако это повышение может быть не единственным. По словам Германа Грефа, "после представления бюджета "Газпрома" возможна еще одна корректировка тарифа". По словам министра, утвержденные правительством показатели роста тарифов являются компромиссными, во многом не устраивающими естественные монополии, однако "правительство считает, что на большее повышение тарифов пойти сейчас нельзя". Правда, Касьянов попытался слегка успокоить недовольных монополистов: еще раз озвучивая цифру предельного повышения, он заявил, что 35-процентное повышение тарифов - "это предельный лимит, которого можно достичь только в исключительных случаях". Однако Греф не оставил монополистам особой надежды. По его словам, правительство России принимает "жесткие решения" по ограничению роста тарифов естественных монополий в 2002 году, и максимальный показатель роста тарифов достигнут не будет.
Тарифный спектакль на этот раз продолжался беспрецедентно долго. Бюджет на 2002 год был разработан исходя из того, что рост тарифов на электроэнергию составит 28%, на газ - 20%, на железнодорожные перевозки - 15-18%. Прогнозируемый уровень инфляции при этом не должен превысить 13%. Однако сами естественные монополии предложили увеличение тарифов, при котором инфляция должна была бы составить 19-21%. Цены на газ предполагалось увеличить на 37,5%, на электроэнергию - на 44%, а тарифы МПС - на 66%. Однако к концу прошлого года правительство установило планку для повышения тарифов на услуги естественных монополий на отметке в 35%. Это был компромисс, необходимый, чтобы и бюджет не слишком ушибить, и монополистов совсем не обидеть.
Премьер особо подчеркнул заботу правительства о потребителях: "Мы не можем допустить, чтобы все проблемы монополистов решались за счет увеличения тарифов, а в конечном счете за счет потребителей товаров и услуг естественных монополий".
Правда, не нужно подозревать кабинет министров и Михаила Касьянова лично в небывалом альтруизме. Многие аналитики считают, что такая резкая смена позиции в тарифной политике обусловлена заботой премьера о собственном кресле. Начало года было для кабинета министров, мягко говоря, неприятным - уже сейчас ясно, что инфляция, если судить по итогам первого месяца, снова выйдет из-под контроля. Именно за этот показатель Касьянов был неоднократно "бит" Кремлем в прошлом году. Однако если тогда основной талант нынешнего премьера - умение умасливать западных кредиторов - был еще востребован, то сейчас, когда основные договоренности уже достигнуты, от главы кабинета министров ждут реальной хозяйственной деятельности внутри государства, и растущая "в опережение графика" инфляция, которую существенно подстегнет рост тарифов естественных монополий, - еще один серьезный камень в сторону Белого дома.
Здесь интересен еще один момент. Нельзя исключать и того, что в Белом доме не слишком поверили плачу монополистов о бедственном положении отраслей, тем более что их аргументы, по мнению аналитиков, являются спорными. Так, советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов считает, что нынешний уровень тарифов, исключая газовые, является не заниженным, о чем постоянно говорили представители монополий, а наоборот, завышенным: на самом деле в течение последних десяти лет стоимость услуг естественных монополий росла быстрее, чем в среднем цены по экономике. Кроме того, высокие тарифы негативно влияют на темпы экономического роста и на структуру экономики в целом. Как показывают проведенные исследования, завышенная стоимость услуг естественных монополий приводит к увеличению доли сырьевого сектора в экономике, что для Росси является тупиковым путем.