Последние действия Генпрокуратуры в отношении руководства "СИБУРа" заставили российских предпринимателей задаться вопросом "кто следующий?". Вероятно, именно излишняя суровость правоохранительных органов и явно просчитывающаяся за этим политическая подоплека подтолкнули бизнес-элиту к действиям, направленным на защиту не только конкретных лиц, но и, по большей части, - на защиту собственного будущего. Похоже, что в бизнес-элите, которая прекрасно просчитывает, кто может стать следующим вне зависимости от виновности или невиновности перед законом, зреет недовольство складывающейся политической ситуацией.
Вчера глава РСПП Аркадий Вольский сообщил, что члены Российского союза промышленников и предпринимателей направили письмо генеральному прокурору РФ Владимиру Устинову, в котором просят организовать встречу представителей бизнеса и прокуратуры для выработки решений по урегулированию взаимоотношений между предпринимателями и Генпрокуратурой. В письме также говорится о том, что до окончания следствия по делу "СИБУРа" члены РСПП просят освободить главу этой компании Якова Голдовского под подписку о невыезде. По мнению предпринимателей, суровость мер прокуратуры неадекватна совершенным сибуровцами правонарушениям - можно было арестовать счета, взять подписку о невыезде.
Однако предпринимателей заботит судьба не только Якова Голдовского, а в гораздо большей степени тот факт, что "резкие действия силовых структур легко могут подорвать постепенно и с таким трудом воссоздаваемое доверие к надежности российских предприятий и экономики в целом". По мнению членов РСПП, в России создан весьма негативный прецедент - публичность обвинений и процессуальных действий в отношении компании, которая привлекает финансовые средства со стороны. Для таких компаний основой бизнеса является репутация, которая еще до суда и до представления всех необходимых доказательств виновности уже изрядно подорвана. "Компания несет урон вне зависимости от будущего судебного решения, наказание фактически предшествует вердикту, и тем самым фактически нарушается презумпция невиновности".
Кроме того, предпринимателей обеспокоила и та чисто российская практика, в соответствии с которой был произведен арест подозреваемых в коммерческих преступлениях до суда. Действительно, во всех развитых странах до суда задерживают только тех лиц, которые реально представляют угрозу для общества и замешаны в криминальном бизнесе, например торговле наркотиками. Тревогу бизнесменов можно понять - последнее время Генпрокуратура стала инструментом, с помощью которого власть пытается держать в "ежовых рукавицах" неугодных.