Вчера премьер-министр Михаил Касьянов вновь был вынужден созвать "большой нефтяной хурал" в лице глав крупнейших НК, для того чтобы, как сказано в официальных сообщениях, "рассмотреть вопрос о выполнении Россией решений по сокращению экспорта нефти". Всего полтора месяца прошло после декабрьской встречи главы правительства с нефтяными боссами, на которой, казалось бы, были расставлены все точки над "i". Россия взяла перед ОПЕК обязательство сократить добычу и экспорт нефти на 150 баррелей в сутки, а руководители крупнейших российских нефтяных компаний дали главе правительства обещание, что воплотят это обязательство в жизнь. Причем, как отмечали после сами представители нефтеотрасли, встреча проходила в очень спокойной обстановке, никто не "драматизировал ситуацию", скорее наоборот, все "проявили понимание проблемы" и чуть ли не по-военному взяли под козырек: надо - значит надо. Вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев даже расценил сокращение добычи и экспорта как незначительное - "около ведра нефти с компании". Но столь трогательное единодушие быстро испарилось, и многие нефтяные компании стали осторожно заявлять о планах по наращиванию добычи черного золота в 2002 году. Причем речь идет не о какой-то мелочи в виде процента-двух. По некоторым данным, ряд компаний планируют увеличить добычу чуть ли не на 30%.
До сих пор реакции со стороны правительства на подобные заявления не было почти никакой. Считалось, что прибавка в нефтедобыче не приведет к нарушению экспортных квот, так как будет реализована на внутреннем рынке. Однако сегодня в правительстве уже открыто говорят о перепроизводстве нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке. На встрече премьер-министра с руководителями нефтяных компаний вначале планировалось обсудить "стратегию поведения российских нефтепроизводителей в сложившейся обстановке". По данным Минэнерго, в 2001 году нефтедобыча в России выросла на 7,7% и достигла 348,07 млн. тонн. В условиях сокращения экспорта "стратегия роста" не вписывается в масштабы спроса внутреннего рынка, и это несоответствие будет болезненно сказываться на дальнейшем развитии нефтяной отрасли. И не только ее.
Департамент правительственной информации вчера подтвердил, что на встрече обсуждались "меры, направленные на укрепление стабильности на внутреннем рынке нефтепродуктов". Затрагивалась также "тема оперативного регулирования рынка нефтепродуктов", в частности обсуждались ныне действующие пошлины. До стратегических вопросов руки у собравшихся так и не дошли. Энергетическую стратегию страны решено рассмотреть на заседании правительства в марте, а до этого провести еще одно "совещание". Такая низкая эффективность работы кабинета министров с российскими нефтяными генералами свидетельствует о том, что у Белого дома по-прежнему нет реальных рычагов воздействия на нефтяной рынок.